Как вести себя, если руководитель склоняет к интимным связям, угрожая понижением по службе или увольнением. Что делать? На эти и другие вопросы мы постарались дать ответы в этой статье журналистке новостной площадки «Завтра твоей страны» Ольге Астапович.

Гендерная дискриминация и дискриминация по полу – это одно и то же?

Понятие «гендерная дискриминация» шире, чем «дискриминация по полу», потому что гендеров больше, чем полов.

Почему ваша организация решила заниматься только правами женщин?

Безусловно, не только женщины сталкиваются с дискриминацией по признаку пола. Мы решили заниматься правами женщин потому, что в нашем патриархальном обществе именно женщины чаще страдают от дискриминации. Мы понимаем, что работать в этой сфере будет непросто: часть проблем и случаев просто не идентифицируются как нарушение прав и принимаются за норму. Еще один момент: в Беларуси женщины не всегда готовы озвучивать проблемы, часто просто обсуждают их между собой и шепотом.

Как понять, что твои права нарушаются?

Столкнувшись со спорной ситуаций, подумайте: стала бы она развиваться также, если бы на вашем месте был мужчина. Вот пример: представьте, что на работу устраивается женщина с двумя детьми и мужчина с двумя детьми. Скорее всего, выбор работодателя будет не в пользу женщины, которой автоматически приписали бесконечные больничные и новую потенциальную беременность. При этом у мужчины чаще всего не спросят, каков его семейный статус, возраст и есть ли у него дети. Это наиболее распространенный пример дискриминации женщин в трудовой сфере.

Если чувствуете несправедливость – обращайтесь к нам. Не всегда несправедливость – это факт дискриминации, но мы поможем «продиагностировать» проблему.

Где чаще всего нарушаются права женщин?

Образование и трудовая сфера, семейно-бытовая сфера, социальная сфера, здравоохранение – в этих сферах чаще всего наблюдается дискриминация женщин по признаку пола. Специалисты озвучивают наиболее типичные проблемы, но их гораздо больше – многие существуют на уровне стереотипов, которые в нашем обществе принимаются за норму. Принудительная стерилизация, невозможность поступить в вуз на желаемую специальность или сексистские шутки начальника – разве это должно быть нормой?..

Что делать, если коллега-мужчина на такой же позиции и при такой же занятости получает более высокую зарплату?

Это, пожалуй, один из самых популярных примеров дискриминации в трудовой сфере. Общемировая статистика показывает, что за равный труд женщины получают вознаграждение на 23—26 процентов меньше.

Для решения таких вопросов можно обращаться в комиссию по трудовым спорам, если такая есть на предприятии, в профсоюз, в подразделения Департамента государственной инспекции труда или в суд. К сожалению, на практике в условиях контрактной системы в Беларуси работники предпочитают не обращаться в инстанции: люди боятся, ведь в случае любого конфликта, который неудобен нанимателю, с работником просто могут в будущем не продлить контракт. Многие держатся за работу, особенно в нынешней экономической ситуации, очень боятся потерять работу жители регионов.

В таких случаях женщинам выгоднее объединиться – всех не уволят. На одном из белорусских заводов женщины узнали, что, работая в цеху наравне с мужчинами, получают более низкую зарплату. Они подали коллективную жалобу в комиссию по трудовым спорам и в суд и выиграли иск!

Как вести себя, если руководитель склоняет к интимным связям, угрожая, например, понижением по службе или увольнением? Что делать?

За шантаж сексуального характера можно привлечь к ответственности – нужно подавать в суд. В суде предстоит доказывать факт домогательства. Для этого желательно иметь свидетелей, к делу можно приобщить скрин-шоты писем, видео общественных камер. Скрытая фото-, аудио- и видеосъемка в Беларуси запрещены и не могут быть приобщены к делу, но если они есть, рекомендуем приложить к подаче заявления. Если сексуальному домогательству подвергались и другие сотрудницы, то доказать правоту становится гораздо проще. В случае сексуальных домогательств «коллективный» подход – наиболее действенный.

К слову, в соседней Литве домогательством считаются слова или действия по отношению к женщине (или мужчине), которые заставили ее (его) чувствовать себя униженно. Жертва домогательства может подать жалобу в специальную комиссию, а доказывать свою невиновность придется уже агрессору. Подобный подход по бремени доказывания характерен для тех стран, в которых есть антидискриминационное законодательство.

Можно ли что-то сделать, если потенциальный работодатель, не обращая внимания на профессионализм, отказывает в трудоустройстве, ссылаясь на «неправильный» пол или, например, на молодой возраст?

Скорее всего, напрямую работодатель так не скажет, а найдет другие «веские» причины для отказа. Хотя даже среди объявлений о вакансиях можно увидеть явно дискриминационные. Они отличаются ограничивающими условиями, например, «ищем мужчину», «предпочтение женщине без детей», «нужен работник 25—35 лет». Дискриминационными считаются вопросы личного характера и на собеседовании: собираетесь ли вы замуж, планируете ли уходить в декрет, сколько детей в семье.

В идеале работодатели должны разделять вопросы профессиональные и личные. Последние не должны учитываться при приеме на работу. Во многих зарубежных компаниях на собеседовании есть даже отдельный «этический цензор», который не допускает, чтобы работодатель переходил личные границы соискателя.

В Беларуси пока правоприменительной практики и реальных механизмов защиты от такого вида дискриминации нет, но если мы будем чаще напоминать об этом, в какой-то момент и наши работодатели до этого «дорастут».

Чем объясняется ограничение женщин в возможности работать на отдельных специальностях и насколько оно правомерно?

В Беларуси до сих пор существует список работ, к которым запрещается привлекать женщин. Сегодня в списке почти две сотни профессий, среди них, например, водитель междугородних автобусов, пожарный, водолаз, тракторист, плотник. Так государство объясняет заботу о репродуктивном здоровье женщины. Хотя тут же вопрос: мужское здоровье нам не важно? Вместо того чтобы улучшить условия труда для всех, сделать производства более безопасными пошли по самому простому пути – запретили женщинам работать.

Право на труд – неотъемлемое право человека. Любое право – это возможность выбора. Любой запрет ограничивает эту возможность выбора. Тогда возникает вопрос: с какой целью мы это ограничиваем? Любое ограничение должно быть аргументировано. Не надо изобретать велосипед: в соответствии с Конвенцией по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, государство должно обеспечить особую защиту женского здоровья только в период беременности и только на тех видах работ, вредность которых для здоровья доказана.

Однако дополнительные меры – это не запреты. Нужно создавать благоприятные условия, а не запрещать. Меры не должны быть в ущерб праву на труд.

И еще момент: работы, на которых женщинам трудиться нельзя, часто высокоплачиваемые. Получается, запрет ограничивает доступ женщин к хорошей зарплате. В существующем списке нет указания на детородный возраст женщины – следовательно, запрет действует на всех, даже на тех, кто уже в принципе не может родить. При этом есть женщины, которые не могут родить по состоянию здоровья, есть те, кто не собирается быть матерью вообще – они тоже попадают под запрет.

В некоторых регионах предприятия, на которых большинство вакансий подпадают под список запрещенных для женщин профессий, являются градообразующими. Это может быть одной из причин женской безработицы в конкретном регионе.

Является ли гендерной дискриминацией невозможность для женщины поступить на определенные специальности в вуз? Например, на военные.

Да. На часть специальностей для женщин вообще нет приема в вузы. Почему – непонятно. Объяснить это можно только патриархальными представлениями о «неженских» профессиях и о том, чем должна заниматься женщина. В данном случае речь идет о нарушении права на выбор профессии.

Различный вступительный балл для парней и девушек на некоторые специальности – это тоже дискриминация. И, как показывает практика, дискриминация девушек: «женский» проходной балл выше. Получается, несмотря на худшую успеваемость, парни получают желаемое высшее образование, а девушки, даже с большими успехами в учебе, оказываются за бортом. Такая практика идет вразрез даже с национальным законодательством, согласно которому каждый имеет право на образование, – загляните в статью 49 Конституции Республики Беларусь.

Справка «Центра по продвижению прав женщин — Её права»

Если ваши права нарушаются или вы предполагаете, что они могут быть нарушены из-за того, что вы женщина, звоните по телефонам +37517 327 77 27, +37529 635 56 62, +37533 675 56 62, пишите на электронную почту [email protected] или связывайтесь по скайпу – eeprava. Информационно-правовая линия работает с 9.00 до 17.00 часов с понедельника по четверг.

Горячая линия организована учреждением «Центр по продвижению прав женщин — Её права», белорусской некоммерческой организацией. Более подробную информацию об организации и информационно-правовой линии можно узнать на сайте.

Полностью читать статью здесь.