О тех проблемах, о которых государство не упомянуло в официальном отчёте о положении женщин в нашей стране, делегацию Беларуси всё же расспросили. Представительница Центра по продвижению прав женщин «Её права» Александра Дикан присутствовала на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и зафиксировала основные ответы.

О невозможности зарегистрировать женскую организацию

«…В Беларуси чрезвычайно проста и одинакова для всех процедура регистрации общественных объединений. Задача государства – развивать общественность. Мы очень заинтересованы в росте количества НГО в Беларуси. Но нам важно не только количество, но и качество, то есть работать нужно результативно. Это обязанность государства – создавать хорошие условия для появления и развития НГО в Беларуси, чтобы они могли спокойно и плодотворно работать…»

О появлении закона о гендерном равенстве

«…Уже есть все нормы законодательства. Конечно, можно было бы все эти нормы объединить в один закон. Но вот мы решили этот вопрос поднять на Национальном совете по гендерной политике. У нас и экспертиза гендерная законодательства проведена. Мы тут обсудили, проголосовали и решили, что принимать отдельный закон не надо, хватит скорректировать действующие нормы.
Почему в судах нет решений о недискриминации? Потому что нет обращений! Есть законы и статьи, но, чтобы суд принимал решения, нужны обращения людей. И это – вопрос отношения общественности. Мы должны раскрепостить самих женщин, чтобы были обращения. Этого не надо стесняться. Это касается и мужчин, и мужчин из сексуальных меньшинств. Нам надо больше работать со СМИ по данному направлению.

Гендерная экспертиза законодательства очень важна. Мы должны также создать женскую группу в парламенте, чтобы лоббировать законы с нашей [прим. можно предложить, что с гендерной] точки зрения…»

 О гендерной экспертизе законов

«…Все законопроекты присылаются на согласование в Министерство труда и социальной защиты…»

О развития института омбудсмена

«…Мы рассматриваем этот непростой вопрос. В тех же Соединённых Штатах Америки такого нет. Мы внутри страны неоднократно обсуждали целесообразность введения национального учреждения по правам человека. Думали, надо ли такое (помимо общественных советов). Коллеги из Брюсселя и Страсбурга согласились со мной, что вопрос введения омбудсмена – это вопрос политический, вопрос целесообразности. Мы намерены работать в этом направлении до 2019 года. Надеюсь, что к этому моменту мы определимся…»

О гендерном образовании госчиновников

«…Говоря о курсах по гендерной проблематике, стоит сказать, что курсы такие у нас есть. Есть управление по гендерной политике при Министерстве труда и социальной защиты, ходят различные органы и общественность…»

О бюджетировании гендерной политики

«…Мы разработали уже 5-й Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларуси, к подготовке которого привлекались активно национальные агентства ООН и НГО. По бюджетированию плана: ряд мероприятий финансируется госпрограммами, ряд – спонсорской и донорской помощью. Но в целом наличие или отсутствие финансирования не влияет на качество выполнения мероприятий. Все мероприятия будут выполнены в полном объёме. Мы также вносим много предложений по изменению законодательства, того же трудового…»

О репрессиях политически и социально активных женщин

«…Когда слушаю от Комитета про Беларусь, то думаю, откуда же я приехала? Ну нет такого в Беларуси! Правозащитники очень важны для развития полноценного государства…»

 cedaw-2Смотреть выступления спикеров можно было в режиме реального времени

О сексуальном насилии и его недоказуемости

«…Насилие в браке есть во всех государствах. Насилие в браках также бывает по отношению к мужчинам со стороны женщин.

… У нас по ситуации с проблемой домашнего насилия не все так плохо. На данный момент принят закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», где очень многое предусмотрено уже. Действительно, согласие пострадавшей от насилия необходимо для выселения агрессора сроком до 30 дней. Если она не может дать согласие по каким-либо причинам, то это решение может быть вынесено прокурором. Сейчас мы создаём рабочую группу по написанию закона о насилии в семье. Мы изучали законодательство Литвы, Молдовы, Израиля и других стран. Однако за основу мы возьмём Стамбульскую конвенцию. Уже в ноябре будет первое заседание рабочей группы.

Обращение в органы внутренних дел абсолютно бесплатно. Изнасилование в браке наказывается по закону, нет разницы изнасилована она незнакомым или близким мужчиной…

… На данный момент статья 170 Уголовного кодекса не охватывает все виды домогательства, не охватывает домогательства на рабочем месте. В рамках взаимодействия с ЮНФПА мы будет готовить законопроект по насилию в отношении женщин. Там мы используем Стамбульскую конвенцию, статья 40-я документа как раз касается сексуальных домогательств.

О борьбе с проституцией и торговлей людьми

«…Проституция наказуема по закону. Мы принимаем весь комплекс мер по выявлению проституции и торговли людьми. Если женщина или девочка пострадала от торговли людьми, то она освобождается от всей административной ответственности.

… Каждое государство имеет свои ценности. В нашей стране проституция не приветствуется, но и не сильно наказывается. Один раз вопрос легализации проституции обсуждался в парламенте, но не подержался. Сейчас очень много других свободных рабочих мест, так что проституция – это выбор женщин…»

О содержание женщин в местах лишения свободы

«…Условия исполнения наказаний соответствуют Международному пакту о гражданских и политических правах. Условия содержания соответствуют всем нормам. Количество осуждённых женщин (от всего количества осужденных) – 10 %. В настоящее время отбывают наказание 2,8 тысячи женщин. Тюрьмы женские не переполнены. Вопроса по женским кадрам в тюрьме не стоит. Женщины для амнистии являются льготной категорией. Отбывание наказания может быть отсрочено или отменено для женщин беременных и имеющих детей до трёх лет. В четырёх колониях у нас имеется дом ребёнка, где около 80 детей содержатся. До трёх лет дети могут находиться с матерью, но мать может передать их родственникам (по её желанию). После 3–4 лет ребёнок передаётся либо родственникам, либо в детские учреждения, либо в опекунские учреждения. Но детей привозят матерям в колонии на визиты, чтобы сохранить связь с ребёнком. Попадая в исправительные учреждения, женщины не имеют, как правило, никакой специальности. Поэтому наша задача – подготовить её к условиям существования после колонии. Мы имеем на территории колонии образовательный колледж, где обучаем шитью, парикмахерскому искусству, маникюру и педикюру. Это чтобы потом женщина смогла найти работу.

Женщина обязана работать в колонии. Это является частью исправительной программы. По международным пактам этот труд не является принудительным трудом. Это также является моментом трудового стажа. За три месяца до освобождения проводятся краткосрочные курсы по обучению основам работы с компьютером. Это позволяет обновить знания. Очень важно, что в государстве существует бронирование рабочих мест для заключенных.

По работе: у нас есть инспекция по труду, куда можно обратиться с жалобами. Трудовой кодекс распространяется на всех. В местах лишения свободы люди содержаться на налоги. И нам бы тоже хотелось, чтобы там цвели сады, но на это нужны дополнительные средства…

Впервые слышу про нехватку спальных мест. Есть проблема перезаселения в минском следственном изоляторе № 1, но это потому, что он находится в упадочном состоянии, аварийном. Мы сейчас строим новый изолятор, но не хватает денег. Если кто-то сможет помочь с финансированием, то будем очень рады. Всем заключённым предоставляется свое спальное место и тумбочка для вещей, доступ к гигиене. У нас не спят заключенные по очереди. При Министерстве юстиции функционирует Комитет в защиту прав заключенных. Недавно этот комитет посетил женскую колонию в Гомеле и остался очень доволен. От женщин также не поступило никаких жалоб.

Возможность встреч с адвокатами у женщин в местах лишения свободы есть, в этом нет запрещения, встречи могут проводиться как наедине, так и в присутствии других людей. Осужденная также может подписать доверенность на представление её интересов другими людьми. Нам неизвестны случаи запрета посещений адвокатов…!

О дискриминации женщин на рынке труда

«…Я очень благодарна, что Комитет поднимает такие важные вопросы и проблемы. Действительно, проблема стеклянного потолка и другие вопросы существуют, как и во всех странах мира…

Если беременной женщине отказывают в работе, то это дискриминация. Сегодня с ребёнком могут сидеть любые родственники. Женщину с ребёнком до пяти лет никто не имеет право уволить. Сегодня нанимателями очень ценятся именно профессионалы, независимо от пола.  Нет ничего плохого, что во время собеседований работодатель хочет узнать семейное положение, количество детей и так далее. Это норма. Им же нужен профессионал, в первую очередь. Все компании заинтересованы в молодежи. И вообще у нас есть много программ по молодежи. Опять-таки, все имеют право работать…»

О списке запрещённых профессий

«…Список запрещённых профессий сократился на 70 профессий. Но мы прекрасно знаем, что в целом это те места, где очень высокая заработная плата. Поэтому мы решили, что на многие работы женщины могут устраиваться, если работодатели сделают условия труда более безопасными. Поэтому у нас есть женщины-водители бензовозов, женщины-шахтеры и так далее. Абсолютно согласна, что женщины должны быть представлены во всех сферах.

Наша заслуга – большое количество женщин в судах. Поддерживаем то, что чем больше женщин в правоохранительных органах, тем лучше. Но нужно решать всё постепенно: сначала спланировать одни задачи и их решить, потом браться за другие…»

 О количестве женщин в милиции

«…В милицию мы отбираем преимущественно мужчин, так как эта работа требует физической силы и выносливости. В последний раз женщине сломали нос. Туда, где женщины могут с лучшей стороны задействовать свои возможности, мы с удовольствием принимаем женщин. В целом нет у женщин особого желания работать в милиции.

В этой сфере у нас нет разницы в оплате труда. Такое сильное отличие в количестве женщин и мужчин в милиции обосновано повышенной защитой женщин и материнства. Так как женщина при наличии ребёнка может отказаться от выездов ночью и в выходные дни, то для нас это барьер для приёма женщин. Но в целом многие женщины занимают руководящие посты в органах внутренних дел…»

 О равном доступе к образованию

«…Уроки труда могут выбираться: девочки могут идти строгать мебель, а мальчики шить. К сожалению, мы не можем заставлять идти преподавать в школы мужчин. И мы не можем им платить там больше, чтобы они там оставались. Меньшинства (рома-женщины, мигрантки и другие) имеют те же права и возможности в сфере образования, что и мужчины, и остальные женщины…

…Что касается списка запрещённых профессий, то, как уже говорили, список сократили на 70 профессий. И вообще у нас есть свое национальное законодательство и виды на роль мужчины и женщины. Мы должны учитывать запросы общества. У нас у женщин и у мужчин одинаковые проходные баллы везде…»

О неправомерном отобрании детей

«…По поводу страдания детей в ситуации домашнего насилия – да, очень важный вопрос… Нашим законодательством предусмотрено, что органы информируют органы опеки о ситуации в семье, чтобы защитить ребёнка. Факт насилия является звоночком о ситуации в семье. Но это не основание для отобрания ребёнка. Основание для отобрания закреплено в Кодексе о семье…

…По отобранию детей у женщины с инвалидностью. Приведу пример: ситуация семьи Бахур. К этой семье были приставлены няня, социальный работник, так что они могут выполнять свои родительские обязанности…»

О медпомощи женщин уязвимых групп

«…Оказание медицинской помощи женщинам с инвалидностью является приоритетом для Беларуси. Граждане-рома также пользуются всеми теми же медицинскими благами, что и остальные…»

О дискриминации женщин сексменьшинств

«…Нет необходимости принятия специальных мер по защите женщин ЛБТ-сообщества. У нас у всех равные права…»

О женщинах из регионов

«…Феминизация бедности: за последние пять лет ситуация изменилась. Уровень малообеспеченности женщин ниже, чем у мужчин. В городе малообеспеченных женщин – 3 %, мужчин – 4 %; на селе малообеспеченных женщин – 8 %, мужчин – почти 10 %. В сельской местности проживает 1,108 миллиона женщин (52 % сельского населения). Но так как идёт процесс урбанизации, то количество женщин, как и мужчин, в сельской местности сокращается. Средняя продолжительность жизни – 76,6 года на селе. Традиционно семьи больше на селе – 3,2 ребёнка на человека. Вопрос обеспеченности в селе дошкольными учреждениями решен. Если нет возможности открыть детский сад, то обеспечен подвоз детей в другие сады. Занятость женщин априори высокая в Беларуси. В селе – 62 % женщин заняты, в трудоспособном возрасте – 80 %. Условия проживания женщин на селе изучены, женщины имеют большую обеспеченность жильём, чем городские женщины. Благоустройство сельских населённых пунктов за последние пять лет улучшилось на 18 %».