Белорускам чаще всего нужна помощь в «распутывании» семейно-бытовых конфликтов. Но нередки и другие проблемы: работодатели не жалуют беременных, государство не позволяет многодетным уйти на пенсию, рекламисты продолжают спекулировать женским телом.

Полгода назад в Беларуси начала работать информационно-правовая линия для женщин при Центре по продвижению прав женщин «Её права». Юристки принимают обращения от женщин, которые столкнулись с дискриминацией по признаку пола и нарушением прав. За это время удалось оказать помощь 72 женщинам. Как правило, обращения поступают по двум и более тематическим вопросам, поэтому за весь период работы инфолинии юристки обработали 116 запросов.

По статистике, чаще обращаются женщины из Минска и Минской области, из других регионов обращений пока меньше.

region_women

– Однако это не значит, что женщины в регионах не сталкиваются с нарушением своих прав и дискриминацией, – комментирует директорка «Её права» Александра Дикан. – Может быть, как раз наоборот. И мы планируем работать в этом направлении, выясняя, как живут женщины в небольших населённых пунктах – деревнях и сёлах. Это наша задача на перспективу.

В целом, подчёркивают специалистки, положение женщин в Беларуси – плохо исследованная тема, и обращения на информационно-правовую линию помогают проиллюстрировать спектр тем, с которыми нужно работать в первую очередь.

age_women

Большинство обращений имеют комплексный характер: одна обратившаяся решает параллельно или друг за другом разные вопросы, связанные с нарушением её прав.

– Так получается, что проблемы обратившихся женщин сложные: решение одного правового вопроса влечёт необходимость решения следующего, – пояснила юристка Лилия Волина. – Разбирательства некоторых клиенток могут длиться месяцами и даже годами.

Это связано, в том числе, с тем, что женщины вовремя не идентифицируют дискриминацию, нередко – с низким уровнем правовой грамотности и информированности. Часто разъяснение алгоритма действий в сложившейся ситуации бывает недостаточно. Именно поэтому устное или письменное информирование женщин по проблемной ситуации обычно переходит в помощь по составлению юридических документов: исковых заявлений, жалоб, ходатайств.

topics_women

По итогам шести месяцев работы информационно-правовой линии стало понятно: больше всего обращений связано с семейно-бытовыми вопросами – 49,1%. Среди них: вопросы по детям и алиментам – 31,6%, имущественные (также при разводе) – 29,8%, брачно-разводные процессы – 19,3%. Значительное количество обращений в семейно-бытовой сфере связано с ситуациями домашнего насилия (15,8%).

12,9% от всех обращений касались вопросов социальной сферы: пособия, льготы, адресная помощь – 40%; постановка на учёт детей в социальном опасном положении и отобрание детей – 20%; гарантии и льготы в жилищной сфере – 20%.

6,9% всех обращений связано с вопросами дискриминации в трудовой сфере. Стоит отметить, что первопричиной таких обращений была дискриминация в пользовании гарантиями, льготами и беременность.

5,2% обращений связаны с приватной сферой, среди проблем – угрозы, домогательства и преследования – 66,7%, физическое и сексуальное насилие – 33,3%.

19% обращений приходится на иные тематические вопросы. Так, например, из них вопросы неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов и иных государственных учреждений – 36,4% (отказ в возбуждении административного дела, обжалование таких решений), обращения относительно сексистской реклама и журналистики – 13,6%.

Новой тенденцией стали обращения женщин по вопросам неполучения пенсии по достижении пенсионного возраста по причине недостающего страхового стажа.

– Мы считаем, что появление в Беларуси сервиса помощи женщинам, столкнувшимися с проблемами и трудностями, нарушением прав и дискриминацией по полу, – знаковое и очень важное событие, – отмечает Александра Дикан. – Патриархальное общество в нашей стране нередко оставляет женщину за бортом, а существующие гендерные стереотипы продолжают быть первопричиной дискриминации. Именно поэтому важно поддерживать женщин, научить их распознавать проблему и отстаивать свои права.

Напоминаем, консультацию юристок информационно-правовой линии можно получить по телефонам +37517 327 77 27, +37529 635 56 62, +37533 675 56 62 или по электронной почте help@eeprava.by. Линия работает с 10.00 до 17.100 (понедельник – четверг). Помощь оказывается бесплатно.