Совсем недавно в Беларуси был утверждён Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2017—2020 годы. Что это такое и стоит ли радоваться его существованию, рассказывает юристка учреждения «Центр по продвижению прав женщин – Её права» Лилия Волина.
Что такое Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства?
На сегодня это – единственный в нашей стране комплексный документ в области гендерной политики. На основании данного документа и с опорой на мероприятия, запланированные на ближайшие несколько лет, можно судить о том, какие проблемы государство считает наиболее важными в области обеспечения гендерного равенства. По сути, этот документ – стратегическое видение в сфере гендерной политики, которое иллюстрирует государственные приоритеты.
Значит ли это, что государство будет финансировать мероприятия нацплана?
И да, и нет. Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства – это, скорее, стратегический документ, указывающий направления для развития на ближайшие годы. В отличие от государственных программ, на которые выделяются специальные финансовые средства, реализация финансируются в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на соответствующие цели, а также внебюджетных и иных источников, не запрещённых законодательством. Это означает, что какие это будут средства и сколько — на усмотрение исполнителей мероприятий.
Несмотря на финансовую неподкреплённость, данный документ даёт гражданскому обществу возможность контролировать деятельность государства, следить за тем, чтобы любая деятельность государственных органов не противоречила обозначенным приоритетам.
Это первый такой документ в Беларуси?
Нет, это пятый по счёту документ в данной сфере. Первый Нацплан на 1996—2000 годы можно назвать совсем «зелёным» с точки зрения гендерного подхода, поскольку направлен он был только на женщин. Даже назывался иначе, чем последующие планы, — Национальный план действий по улучшению положения женщин на 1996—2000 годы.
Второй Нацплан на 2001—2005 годы, хотя и содержал в названии понятие «гендерное равенство», по своей сути и наполнению ещё не «дотягивал» до этого понятия. Все мероприятия были объединены в разделы, например, «Женщины и здоровье», «Женщины и образование» и т.д. То есть, несмотря на изменённое название, контекст остался прежним — женская повестка. Здесь явно читался существующий в нашей стране односторонний подход к гендерной политике: направленность только на женщин. Однако следует отметить прогрессивное изменение второго Нацплана: появляется целый блок «Женщины и права человека». Можно предположить, что это была, скорее, привнесённая западная терминология, поскольку подход к пониманию гендерной политики остался прежним: больше как женская, семейная, социальная повестка, нежели всеобъемлющая, с точки зрения прав человека.
В третьем Нацплане на 2008—2010 годы уже появилось «репродуктивное здоровье», охватывающее и мужчин, также содержался отдельный блок мероприятий, посвящённый гендерному образованию и просвещению.
Четвертый Нацплан на 2011—2015 годы был наполнен мероприятиями, касающиеся разработки и принятия важных правовых документов. К примеру, в нём шла речь о целесообразности принятия важнейших законов «Об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в Республике Беларусь» и «О противодействии домашнему насилию», а также о разработке проекта Концепции обеспечения гендерного равенства в Республике Беларусь.
Какие наиболее важные новации документа стоит отметить?
Предлагаем ТОП-5 важных новаций нового нацплана, которые должны быть реализованы к 2020 году.
- Гендерный подход как технология. В нынешнем документе впервые делается попытка постановки цели, которая направлена на расширение влияния белорусской гендерной политики в государстве и обществе. Цель – развитие механизмов внедрения гендерного подхода в процесс разработки и реализации мер государственной политики в различных сферах жизнедеятельности общества. Т.е. здесь речь идёт о гендерном подходе как о технологии, которая должна применяться на всех этапах государственной политики и во всех областях. Заявленная гендерная ориентированность выражается и в отдельных мероприятиях. К примеру, планируется проведение научных исследований с целью разработки методологических подходов к учёту гендерного фактора при формировании и реализации государственных программ. Интерес представляет и блок мероприятий «Обеспечение гендерно-ориентированной охраны здоровья». Уже в самом понятии подчёркивается гендерный подход к регулированию области здравоохранения. Впервые большое внимание уделено вопросам здоровья молодёжи. Планируются мероприятия по разработке и совершенствованию учебных программ для факультативных занятий и спецкурсов «Репродуктивное здоровье молодежи». Важно тут, чтобы контекст таких учебных программ был также гендерно-ориентированным.
- Антидискриминационное законодательство. По Нацплану до 2020 года будет проведён анализ законодательных актов Республики Беларусь на предмет того, нужны ли дополнительные нормы о недопустимости дискриминации по любым признакам. И после будет определяться, насколько целесообразно подготавливать комплексный законодательный акт о запрете такой дискриминации. Важно, чтобы это был не просто анализ на предмет поиска слов «дискриминация запрещается» — для реальной защиты от дискриминации этого недостаточно. Необходимо определить понятия основных категорий, признаки дискриминации, чтобы её правовая квалификация была объективной и однозначно понимаемой. В законодательстве важно прописать механизмы защиты от неё, а также то, кто осуществляет контроль за исполнением законодательства в данной области, какая ответственность будет предусмотрена за дискриминацию.
- Присоединение к Стамбульской конвенции. Очень важным является включение в перечень мероприятий проработку вопроса о возможности присоединения к Стамбульской конвенции — конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием от 11 мая 2011 года. Важность Стамбульской конвенции очевидна: в ней на международно-правовом уровне насилие в отношении женщин признаётся нарушением прав человека и одной из форм дискриминации.
- Семейная политика «по-гендерному». Намечено совершенствование законодательства Республики Беларусь в части предоставления мужчинам равных с женщинами гарантий в связи с воспитанием детей. В это мероприятие хорошо вписывается проработка вопроса Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь о введении обязательной части декретного отпуска для отцов. Интересным также видится планируемое исследование гендерных ролей в белорусских семьях.
- Труд семью не отменяет. В новом Нацплане впервые можно увидеть основы семейно-дружественного подхода (family-friendly approach), который внедряется по всему миру и в компаниях различного уровня. Данный подход предполагает создание таких условий труда, которые учитывают интересы семьи, позволяют совмещать родительские и профессиональные роли (это могут быть, например, гибкий график работы, детская комната для детей в компании). В частности, Министерство труда и соцзащиты и его научно-исследовательский институт ответственны за анализ практики применения корпоративной политики, дружественной работникам с семейными обязанностями, а также обобщение национального и зарубежного опыта в этом направлении.
Есть ли в новом документе старые планы?
В принятом недавно пятом Нацплане по-прежнему прослеживается старая позиция государства о том, что национальное законодательство, в основном, является гендерно-нейтральным и не содержит норм, которые бы являются дискриминационными по отношению к женщинам. На этот раз есть ссылка на проведённую гендерную экспертизу законодательства Национальным центром законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ). При этом интересно, что ни в одном из предыдущих национальных планов сотрудники НЦЗПИ не являлись «плановыми» слушателями обучающих гендерных курсов. Такое обучение для них предусмотрено лишь в нынешнем плане (в период 2017—2020 годы). Не умаляя компетенции специалистов НЦЗПИ в области анализа законодательства на соответствие международным документам, хочется отметить: гендерная экспертиза требует дополнительных знаний. Для объективной гендерной экспертизы нужно, как минимум, владение базовой терминологией и понимание того, что такое гендер, гендерные стереотипы, гендерный анализ, гендерный подход, гендерная дискриминация.
Некоторые планы переходят из одного нацплана в другой, например, идея отмечать День отца. Это намерение было ещё в Нацплане 2008—2010 годов. Вероятно, этот шаг позволит активнее включать отцов в процесс воспитание детей, разделение семейно-бытовых обязанностей. Согласно документу, праздник может появится в календаре в 2018-м.
В нынешнем Нацплане, как и прежде, можно встретить обилие «размытых» формулировок, которые, вероятнее всего, не приведут к конкретным действиям и изменениям. К примеру, «проработка вопроса о возможности», «доведение до заинтересованных», «определение целесообразности»…
Хочется также отметить важное мероприятие, касающееся международных обязательств Беларуси в области достижения гендерного равенства. Это доведение до заинтересованных республиканских органов государственного управления заключительных замечаний Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В октябре 2016 года Беларусь отчитывалась за соблюдение Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин перед соответствующим Комитетом ООН. По результатам рассмотрения отчётов государства и гражданского общества Комитет принял рекомендации, которые государство обязано выполнить. Однако, к сожалению, в Нацплане рекомендации Комитета недостаточно учтены.