Совсем недавно в Беларуси был утверждён Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2017—2020 годы. Что это такое и стоит ли радоваться его существованию, рассказывает юристка учреждения «Центр по продвижению прав женщин – Её права» Лилия Волина.

lilia volina

Что такое Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства?

На сегодня это – единственный в нашей стране комплексный документ в области гендерной политики. На основании данного документа и с опорой на мероприятия, запланированные на ближайшие несколько лет, можно судить о том, какие проблемы государство считает наиболее важными в области обеспечения гендерного равенства. По сути, этот документ – стратегическое видение в сфере гендерной политики, которое иллюстрирует государственные приоритеты.

Значит ли это, что государство будет финансировать мероприятия нацплана?

И да, и нет. Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства – это, скорее, стратегический документ, указывающий направления для развития на ближайшие годы. В отличие от государственных программ, на которые выделяются специальные финансовые средства, реализация финансируются в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на соответствующие цели, а также внебюджетных и иных источников, не запрещённых законодательством. Это означает, что какие это будут средства и сколько — на усмотрение исполнителей мероприятий.

Несмотря на финансовую неподкреплённость, данный документ даёт гражданскому обществу возможность контролировать деятельность государства, следить за тем, чтобы любая деятельность государственных органов не противоречила обозначенным приоритетам.

fabian-blank-78637

Это первый такой документ в Беларуси?

Нет, это пятый по счёту документ в данной сфере. Первый Нацплан на 1996—2000 годы можно назвать совсем «зелёным» с точки зрения гендерного подхода, поскольку направлен он был только на женщин. Даже назывался иначе, чем последующие планы, — Национальный план действий по улучшению положения женщин на 1996—2000 годы.

Второй Нацплан на 2001—2005 годы, хотя и содержал в названии понятие «гендерное равенство», по своей сути и наполнению ещё не «дотягивал» до этого понятия. Все мероприятия были объединены в разделы, например, «Женщины и здоровье», «Женщины и образование» и т.д. То есть, несмотря на изменённое название, контекст остался прежним — женская повестка. Здесь явно читался существующий в нашей стране односторонний подход к гендерной политике: направленность только на женщин. Однако следует отметить прогрессивное изменение второго Нацплана: появляется целый блок «Женщины и права человека». Можно предположить, что это была, скорее, привнесённая западная терминология, поскольку подход к пониманию гендерной политики остался прежним: больше как женская, семейная, социальная повестка, нежели всеобъемлющая, с точки зрения прав человека.

В третьем Нацплане на 2008—2010 годы уже появилось «репродуктивное здоровье», охватывающее и мужчин, также содержался отдельный блок мероприятий, посвящённый гендерному образованию и просвещению.

Четвертый Нацплан на 2011—2015 годы был наполнен мероприятиями, касающиеся разработки и принятия важных правовых документов. К примеру, в нём шла речь о целесообразности принятия важнейших законов «Об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в Республике Беларусь» и «О противодействии домашнему насилию», а также о разработке проекта Концепции обеспечения гендерного равенства в Республике Беларусь.

 Какие наиболее важные новации документа стоит отметить?

Предлагаем ТОП-5 важных новаций нового нацплана, которые должны быть реализованы к 2020 году.

  1. Гендерный подход как технология. В нынешнем документе впервые делается попытка постановки цели, которая направлена на расширение влияния белорусской гендерной политики в государстве и обществе. Цель развитие механизмов внедрения гендерного подхода в процесс разработки и реализации мер государственной политики в различных сферах жизнедеятельности общества. Т.е. здесь речь идёт о гендерном подходе как о технологии, которая должна применяться на всех этапах государственной политики и во всех областях. Заявленная гендерная ориентированность выражается и в отдельных мероприятиях. К примеру, планируется проведение научных исследований с целью разработки методологических подходов к учёту гендерного фактора при формировании и реализации государственных программ. Интерес представляет и блок мероприятий «Обеспечение гендерно-ориентированной охраны здоровья». Уже в самом понятии подчёркивается гендерный подход к регулированию области здравоохранения. Впервые большое внимание уделено вопросам здоровья молодёжи. Планируются мероприятия по разработке и совершенствованию учебных программ для факультативных занятий и спецкурсов «Репродуктивное здоровье молодежи». Важно тут, чтобы контекст таких учебных программ был также гендерно-ориентированным.
  1. Антидискриминационное законодательство. По Нацплану до 2020 года будет проведён анализ законодательных актов Республики Беларусь на предмет того, нужны ли дополнительные нормы о недопустимости дискриминации по любым признакам. И после будет определяться, насколько целесообразно подготавливать комплексный законодательный акт о запрете такой дискриминации. Важно, чтобы это был не просто анализ на предмет поиска слов «дискриминация запрещается» — для реальной защиты от дискриминации этого недостаточно. Необходимо определить понятия основных категорий, признаки дискриминации, чтобы её правовая квалификация была объективной и однозначно понимаемой. В законодательстве важно прописать механизмы защиты от неё, а также то, кто осуществляет контроль за исполнением законодательства в данной области, какая ответственность будет предусмотрена за дискриминацию.
  1. Присоединение к Стамбульской конвенции. Очень важным является включение в перечень мероприятий проработку вопроса о возможности присоединения к Стамбульской конвенции — конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием от 11 мая 2011 года. Важность Стамбульской конвенции очевидна: в ней на международно-правовом уровне насилие в отношении женщин признаётся нарушением прав человека и одной из форм дискриминации.
  2. Семейная политика «по-гендерному». Намечено совершенствование законодательства Республики Беларусь в части предоставления мужчинам равных с женщинами гарантий в связи с воспитанием детей. В это мероприятие хорошо вписывается проработка вопроса Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь о введении обязательной части декретного отпуска для отцов. Интересным также видится планируемое исследование гендерных ролей в белорусских семьях.noah-hinton-211203
  3. Труд семью не отменяет. В новом Нацплане впервые можно увидеть основы семейно-дружественного подхода (family-friendly approach), который внедряется по всему миру и в компаниях различного уровня. Данный подход предполагает создание таких условий труда, которые учитывают интересы семьи, позволяют совмещать родительские и профессиональные роли (это могут быть, например, гибкий график работы, детская комната для детей в компании). В частности, Министерство труда и соцзащиты и его научно-исследовательский институт ответственны за анализ практики применения корпоративной политики, дружественной работникам с семейными обязанностями, а также обобщение национального и зарубежного опыта в этом направлении.

Есть ли в новом документе старые планы?

В принятом недавно пятом Нацплане по-прежнему прослеживается старая позиция государства о том, что национальное законодательство, в основном, является гендерно-нейтральным и не содержит норм, которые бы являются дискриминационными по отношению к женщинам. На этот раз есть ссылка на проведённую гендерную экспертизу законодательства Национальным центром законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ). При этом интересно, что ни в одном из предыдущих национальных планов сотрудники НЦЗПИ не являлись «плановыми» слушателями обучающих гендерных курсов. Такое обучение для них предусмотрено лишь в нынешнем плане (в период 2017—2020 годы). Не умаляя компетенции специалистов НЦЗПИ в области анализа законодательства на соответствие международным документам, хочется отметить: гендерная экспертиза требует дополнительных знаний. Для объективной гендерной экспертизы нужно, как минимум, владение базовой терминологией и понимание того, что такое гендер, гендерные стереотипы, гендерный анализ, гендерный подход, гендерная дискриминация.

Некоторые планы переходят из одного нацплана в другой, например, идея отмечать День отца. Это намерение было ещё в Нацплане 2008—2010 годов. Вероятно, этот шаг позволит активнее включать отцов в процесс воспитание детей, разделение семейно-бытовых обязанностей. Согласно документу, праздник может появится в календаре в 2018-м.

В нынешнем Нацплане, как и прежде, можно встретить обилие «размытых» формулировок, которые, вероятнее всего, не приведут к конкретным действиям и изменениям. К примеру, «проработка вопроса о возможности», «доведение до заинтересованных», «определение целесообразности»…

Хочется также отметить важное мероприятие, касающееся международных обязательств Беларуси в области достижения гендерного равенства. Это доведение до заинтересованных республиканских органов государственного управления заключительных замечаний Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В октябре 2016 года Беларусь отчитывалась за соблюдение Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин перед соответствующим Комитетом ООН. По результатам рассмотрения отчётов государства и гражданского общества Комитет принял рекомендации, которые государство обязано выполнить. Однако, к сожалению, в Нацплане рекомендации Комитета недостаточно учтены.