lilia volina

На вопрос рубрики отвечает Лилия Волина, юристка инфолинии Центра по продвижению прав женщин — Её права

На инфолинию учреждения «Центр по продвижению прав женщин – Её права» продолжают поступать обращения женщин по вопросам неполучения трудовой пенсии по возрасту по причине недостающего страхового стажа.

В большинстве своём в таких ситуациях оказываются женщины, которые воспитали двух и более детей и воспользовались при этом отпуском по уходу за ребёнком до трёх лет, а также которые осуществляли уход за родственниками с инвалидностью либо престарелыми родителями.

С 1 января 2017 года требуемый страховой стаж составляет 16 лет (и ежегодно будет увеличиваться на 6 месяцев до достижения 20 лет). Повышение страхового стажа первоначально было введено Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 года № 534 «О вопросах социального обеспечения». Впоследствии (Законом от 9 января 2017 года) соответствующие изменения были внесены в Закон «О пенсионном обеспечении».

В свою очередь, по законодательству периоды ухода за детьми до трёх лет, за лицами с инвалидностью и старше 80 лет не входят в страховой стаж и соответственно — не учитываются.

Если вы столкнулись с такой же проблемой, пишите нам на [email protected] или срочно звоните +37517 327 77 27! Чем больше примеров — тем быстрее можно сдвинуть что-то в законодательстве.

Центр «Её права» считает, что нынешние условия назначения трудовой пенсии по возрасту, которые предусмотрены действующим законодательством, абсолютно не обеспечивают принцип социальной справедливости и конституционные гарантии на пенсионное обеспечение.
Более того, подобный формально-одинаковый подход по повышению страхового стажа работы дискриминирует женщин. Ведь именно женщины чаще всего осуществляют уход за детьми до трёх лет, а также за больными и престарелыми родственниками. Так, согласно официальной статистике Национального статистического комитета Республики Беларусь, только 1 % мужчин пользуются отпуском по уходу за детьми до трёх лет.

К тому же в связи с различным пенсионным возрастом у женщин (58 лет) и мужчин (63 года), у женщин объективно меньше времени для получения стажа. Однако при разном пенсионном возрасте размер требуемого страхового стажа — одинаковый как для мужчин, так и для женщин. Соответственно, женщины, выполняющие социально значимые функции (уход за детьми, за престарелыми людьми) по объективным причинам просто не могут и не смогут получить такой продолжительный страховой стаж.

Запрет дискриминации по признаку пола установлен Конституцией Республики Беларусь (статья 22). Кроме того, Республика Беларусь подписала и ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее – Конвенция), тем самым приняла на себя обязательства воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин (статья 2 Конвенции).
К Конвенции периодически принимаются Общие рекомендации, которые экспертную интерпретацию норм Конвенции. Подобные толкования готовится Комитетом, который принял эту Конвенцию, и являются обязательными при применении Конвенции государствами.

Так, в Общей рекомендации № 28 (2010) к Конвенции отмечается, что обязательство уважать требует от государств- участников воздерживаться от принятия законов, политики, правил, программ, административных процедур и создания институциональных структур, которые прямо или косвенно приводят к отказу женщинам в равном осуществлении их гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Кроме того, государства-участники должны обеспечивать отсутствие как прямой, так и косвенной дискриминации в отношении женщин. Косвенная дискриминация в отношении женщин имеет место тогда, когда законы, стратегии, программы или практики представляются нейтральными в той мере, в какой это касается мужчин и женщин, однако же на практике сопряжены с дискриминационными последствиями для женщин, ибо принятие, казалось бы, нейтральной меры не приводит к устранению ранее сложившихся факторов неравенства. Кроме того, косвенная дискриминация способна усугубить существующее неравенство ввиду отказа признать структурные и исторические модели дискриминации, а также неравенство прав и возможностей между женщинами и мужчинами (пункт 16 Общей рекомендации № 28).

«Центр — Её права» считает, что единственным способом устранения дискриминации в отношении женщин в области пенсионного обеспечения является внесение изменений в действующее законодательство с учётом:
— разницы в пенсионном возрасте для мужчин и женщин;
— выполнения социально-значимых функций.

В частности, необходимо включить периоды по уходу за ребёнком до трёх лет, а также за человеком с инвалидностью / лицом, достигшим 80-летнего возраста, в страховой стаж ЛИБО снизить требуемый страховой стаж, для лиц, которые выполняли эти социально-значимые функции, в связи с чем имеют такие периоды в их стаже работы.