Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» провело опрос среди женщин, пострадавших от домашнего насилия, с целью определить, на каком этапе отношений в паре начинается насилие, сдерживает ли агрессора факт беременности партнёрши, и сколько «неудачных» попыток предпринимает женщина, прежде чем окончательно прекратить отношения с агрессором.

Результаты опроса показали, что в 13 % случаев партнёр начинал применять агрессию ещё на начальной стадии романтических отношений, а в 37 % случаев факты насилия имели место уже в первый год брака.

– Эти данные опровергают стереотип о том, что мужчина якобы устаёт в отношениях от длительного напряжения со стороны женщины, перестаёт контролировать свои эмоции и начинает применять насилие, – подчёркивает руководительница общенациональной горячей линии для пострадавших от домашнего насилия Анна Коршун.

Анна Коршун добавляет также, что толерантность к агрессии не связана с психическим заболеванием, а может являться следствием того, что дети, подвергались насилию в детстве либо были свидетелями агрессии в родительской семье. Так, мальчик, который видел, как отец систематически избивал мать, перенимает эту модель поведения, и, вероятнее всего, во взрослой жизни будет применять насилие по отношению к своей партнёрше.

Полученные в ходе опроса данные свидетельствуют и о том, что почти каждая вторая женщина, страдающая от насилия со стороны интимного партнёра, подвергалась психологическим атакам в период беременности. При этом каждая третья была жертвой физического насилия со стороны отца ребёнка, а также терпела экономическое насилие во время беременности.

Каждую десятую женщину партнёр принуждал к половым контактам, несмотря на медицинские противопоказания вступления беременной в интимную связь.

По словам Анны Коршун, эти данные подчёркивают особый характер жестокости актов насилия в близких отношениях. Беременность – это период, когда женщина становится наиболее уязвимой в материальном, физическом, эмоциональном плане. Совершая насилие над беременной партнёршей, агрессор зачастую пользуется её зависимым положением. Всё это является очевидным подтверждением того факта, что коренными причинами насилия в семье выступает гендерное неравенство и неравноправные отношения между партнерами.

Согласно результатам опроса, в 35 % случаев жертвы предпринимали 1–2 попытки разорвать болезненные отношения, в 52 % – пытались уйти 3–5 и более раз. Лишь 14 % женщин никогда не пытались покинуть агрессора.

– Анализ полученных данных во многом подтверждает мировую статистику: женщина совершает в среднем 5–7 попыток уйти от агрессора, прежде чем окончательно порвать с ним, – объясняет тенденцию Анна Коршун.

Семь из десяти женщин, страдающих от насилия со стороны интимного партнёра, утверждали, что не готовы возобновить отношения, даже если он пройдёт специализированную программу реабилитации. В основном так говорят пострадавшие, которые совершали минимум три попытки уйти от агрессора.

Однако подобные намерения не всегда воплощаются в реальность.

– Опрос клиенток временного приюта МОО «Гендерные перспективы» показал, что практически все они были убеждены в том, что больше никогда не вернутся к супругу / партнёру. Вместе с тем, около 50 % женщин всё же возвращались к агрессору. Причин, по которым женщина демонстрирует такую нерешительность, множество: полная материальная зависимость, неэффективность наказания за совершённое насилие в виде штрафов, выплата которых ложится бременем на семью, патологическая эмоциональная привязанность к агрессору (созависимость), желание сохранить семью в интересах детей, – подытожила Анна Коршун.

В опросе приняли участие 52 клиентки, которые обратились за помощью на общенациональную горячую линию для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Из них 11 женщин проживали во временном приюте организации в период с 2015 по 2016 годы.

Возраст опрошенных пострадавших женщин составил 27–40 лет. Большинство из них проживали в Минске (69 %) или в Минской области (15 %). 42 женщины имели совместных с агрессором детей. 64 % респонденток были замужем, 12 % – состояли в незарегистрированных отношениях.