Сегодня, 13 июня, «Центр по продвижению прав женщин – Её права» отмечает годовщину работы информационно-правовой линии для женщин, столкнувшихся с дискриминацией.

За год работы линии «Центр – Её права» помог 256 женщинам. Как правило, обращения поступают по двум и более тематическим вопросам и носят комплексный характер, поэтому за весь период работы инфолинии юристки обработали 376 тематических запросов женщин.

По статистике, чаще обращаются женщины из Минска и Минской области (68,4 % всех обращений), из других регионов обращений пока меньше – 31,6 %.

На фоне постоянно лидирующего источника информации о линии – интернета (29,7 % ото всех обращений) в последние месяцы женщины всё чаще говорят, что получают информацию от друзей, знакомых и родственников (24,6 % всех обращений).

– И для нас это тоже показатель успешной работы: мы помогли одной – несколько обратились вслед за ней по рекомендации. Такое «сарафанное радио» в последнее время увеличило количество обращений из Гродненской и Брестской областей. Однако в целом пока мы видим проблему в том, что женщины из регионов обращаются к нам меньше. Это ведь не значит, что они реже сталкиваются с дискриминацией, – комментирует директорка «Её права» Александра Дикан. – Наоборот, может говорить о меньшем доступе к информации, в том числе той, что позволяет защищать собственные права.

Возраст и социальный статус

В основном на линию обращаются женщины 31–40 лет – это 41,4 % всех обращений. Женщины старше 51 года обращались в 18,4 % случаев, 18—30 лет – 16,8 %, 41—50 лет – 14,8 %.

В 77,7 % случаях у обратившейся есть один ребёнок или более. В 27,3 % случаев женщина находится в браке, в 27 % обращений – разведена, в 13,3 % обращений – не замужем, в 11,3 % – в процессе развода. Другое – 21,1 % обращений.

По социальному статусу в 34,8% обращений женщина – специалистка среднего звена; в 13,3 % обращений она находится в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет, в 10,5 % обращений – рабочая; в 8,2% обращений – пенсионерка, 33,2 % – другое (студентка, руководительница, др.).

 Тематика обращений

По итогам года работы информационно-правовой линии стало понятно: больше всего обращений связано с семейно-бытовыми вопросами – 54,8 %. Среди них вопросы по детям и алиментам – 38,3 %, имущественные (также при разводе) – 27,7 %, брачно-разводные процессы – 17 %. Значительное количество обращений в семейно-бытовой сфере связано с ситуациями домашнего насилия (14,6 %). Часто брачно-разводные вопросы, имущественные и вопросы по детям у клиенток являются производными от проблемы домашнего насилия: обращаясь по вопросу развода, к примеру, женщина отмечает, что его причиной является домашнее насилие. Поэтому именно в семейно-бытовой сфере практически все обращения комплексные и многогранные, решение одного вопроса затрагивает целый спектр других нюансов.

16% от всех обращений касались вопросов социальной сферы: пособия, льготы, адресная помощь – 36,7%; постановка на учёт детей в социальном опасном положении и отобрание детей – 23,3%; гарантии и льготы в жилищной сфере – 33,3%, другое – 6,7%.

8,2 % всех обращений связано с вопросами дискриминации в трудовой сфере. Тут наиболее распространенные примеры дискриминации – нарушения в области пользования трудовыми гарантиями при беременности, после выхода из отпуска по уходу за ребёнком, неправомерные увольнения, непредоставление гарантированного Трудовым кодексом декретного отпуска, сексуальные домогательства на рабочем месте.

3,5 % обращений связаны с приватной сферой, среди проблем – угрозы, домогательства и преследования – 46,2 %, физическое и сексуальное насилие – 30,8 %, другое – 23,1 %.

18,9 % обращений приходится на иные тематические вопросы. Так, например, из них вопросы неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов и иных государственных учреждений – 18,6 % (отказ в возбуждении административного дела, обжалование таких решений), обращения относительно сексистской реклама и журналистики – 13,6 %. Количество обращений по вопросу сексистской рекламы и журналистики растёт с каждым месяцем: женщин всё больше возмущает проявление сексизма. Организации удалось в трёх случаях добиться положительного ответа со стороны государственных органов, ответственных за признание рекламы неэтичной.

На пике популярности вопросы неуплаты алиментов со стороны отцов, а также истории, когда женщины вынуждены устанавливать отцовство, чтобы получить поддержку второго родителя.

Новой тенденцией стали обращения женщин по вопросам неполучения пенсии по достижении пенсионного возраста по причине недостающего страхового стажа. Юристки инфолинии сопровождали эти дела, есть положительные сдвиги. Так, например, одна из клиенток в ответ на свою просьбу рассмотреть её случай в частном порядке получила ответ из Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о том, что ими прорабатывается вопрос о возможности снижения требуемого минимального страхового стажа работы для лиц, у которых его формирование объективно затруднялось длительным осуществлением иной деятельности (к примеру, уходом за детьми до трёх лет, лицами с инвалидностью 1 группы, престарелыми и др.).

– Мы считаем, что появление в Беларуси сервиса помощи женщинам, столкнувшимися с проблемами и трудностями, нарушением прав и дискриминацией по полу, – знаковое и очень важное событие. За год работы информационно-правовой линии мы заметили: большинство женщин, которым мы помогли становятся более уверенными в себе, знают, как вести себя в ситуациях дискриминации. И, более того, – они стали помогать идентифицировать эти ситуации другим женщинам, активно включаются после решения своих проблем в решение проблем их родственниц, подруг, соседок, знакомых. Кроме того, женщины активно предлагают нам свою волонтёрскую помощь, – отметила Александра Дикан.

Напоминаем, консультацию юристок информационно-правовой линии можно получить по телефонам +37517 327 77 27, +37529 635 56 62, +37533 675 56 62 или по электронной почте . Линия работает с 10.00 до 17.00 часов с понедельника по четверг. Помощь оказывается бесплатно.