29 июня 2017 года Александр Лукашенко подписал указ №  233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». Меняет ли документ что-то для людей, достигших пенсионного возраста, и повышает ли социальную защищённость определённых категорий граждан и, в частности, женщин, расскажет соосновательница и директорка «Центра по продвижению прав женщин – Её права» Александра Дикан.

– К сожалению, никаких положительных моментов в данном указе относительно положения женщин, кроме улучшения пенсионной ситуации у военных, мы не видим. Государство совершило удачную для него попытку всех перехитрить. Давайте разберемся, почему, – предлагает экспертка.

До 2016 года граждане получали трудовую пенсию по достижении пенсионного возраста при наличии 20 (женщины) и 25 (мужчины) лет общего трудового стажа и 10 лет страхового стажа. А в соответствии с подписанным 31 декабря 2015 года Указом № 534 на начало 2017 года человек мог получить трудовую пенсию по достижении пенсионного возраста, если имеет 16 лет страхового стажа (к 2025 году для этого уже нужно будет иметь 20 лет страхового стажа). Важно понимать, что в данный страховой стаж не включили такие периоды жизни, как учёба в высшем / среднем специальном учебном заведении, уход за детьми до трёх лет, уход за лицом с инвалидностью / лицом старше 80 лет, служба в армии.

– Этот указ отличался своим дискриминационным подходом, когда работа людей, выполняющих социально значимые функции в обществе, просто перестала учитываться в страховом стаже при начислении трудовой пенсии, – отмечает Александра Дикан. – И что же сделало государство? Понимая, что не может предоставить аргументов в свою защиту по поводу дискриминационности Указа № 534, чиновники подумали и приняли «прекрасное решение», ещё больше завинтив гайки и запутав людей: понизить страховой стаж и включить туда указанные выше периоды жизни, но только для тех, у кого общий трудовой стаж насчитывает 35 лет у женщин и 40 – у мужчин. То есть повысить общий трудовой стаж аж на 15 лет!

То есть теперь (на момент 2017 года) для получения трудовой пенсии по достижении пенсионного возраста вам надо:

  • либо иметь 16 лет страхового стажа, куда не включены период ухода за детьми и т.д. (Указ № 534);
  • либо иметь 10 лет страхового стажа с включенными периодами (уход за детьми до трёх лет, др.) и 35/40 лет общего трудового стажа. (Указ № 233)

То есть если у вас не хватает страхового стажа по предыдущему Указу, вы можете попробовать посчитать их по-новому.

– Предполагаем, что государственные служащие понимали, когда подготовили указ № 233, что их цель – не сделать пенсионное законодательство более справедливым и социально ориентированным, а утихомирить людей и всё равно не выплатить пенсии тем, кто их лишился по Указу № 534, сохранив деньги в бюджете, – комментирует экспертка «Её права» – Ведь какой смысл уменьшать страховой стаж на 5–10 лет и включать туда периоды социально значимой работы, если общий трудовой стаж увеличен аж на 15 лет? За счёт чего люди сейчас возьмут ещё 15 лет трудового стажа? Придраться к чиновникам уже сложнее – они же включили социально значимые функции в страховой стаж… А то, что для этого надо на 15 лет больше работать, уже мало кого волнует.

Как отмечает Александра Дикан, новый указ, как и предыдущий, вызывает огромное количество опасений: ведь государство не объясняет, откуда берутся эти цифры по увеличению стажа, на основе чего делаются такие заключения, проводилось ли какое-то предварительное исследование, есть ли обоснование у нового решения. Многие вопросы остаются открытыми. Целесообразно ли это? Не пострадает ли от этого население пенсионного возраста?

В ситуации экономического кризиса людей пенсионного возраста мало кто хочет держать на работе, урезая пенсионерам возможности донабрать дополнительные годы. Для кого-то это в принципе невозможно. К примеру, женщинам-матерям в многодетных семьях: для того, чтобы вырастить двух и более детей, многие женщины принимают решение уйти в домохозяйки и воспитывать детей, а их мужья – зарабатывать деньги. Вырастив троих детей, у женщины-домохозяйки по Указу № 233 почти набирается 10 лет страхового стажа, но вот где ей еще взять 35 лет трудового стажа, вместо 20-ти? Получается, что, начиная с совершеннолетия, нужно всю жизнь что-то делать, чтобы получить трудовую пенсию. Не учитывается то, что человек может несколько лет взять перерыв, либо заболеть и проходить лечение и реабилитацию, к примеру.

– Мы считаем, что во много рамки нового указа перекликаются с новой риторикой государства о тунеядстве: законодательные рамки, когда для получения трудовой пенсии надо работать 35/40 лет (то есть всю жизнь) служат на укрепление послания государства о том, что все должны работать всю жизнь, то есть речь о понуждении к трудовой деятельности, – говорит экспертка.

В большинстве случаев также у обратившихся в «Её права» 10 лет страхового стажа набиралось и без включения туда социально значимых периодов – им, как правило, не хватало всего нескольких лет на 2017 год. Но конечно, на 2025 год 20 лет страхового стажа набрать будет ещё сложнее. Либо 35 лет общего трудового стажа.

Ни в одном из указов также не учитывается декретный отпуск по уходу за четвёртым ребёнком, ни в какой стаж эти три года не включаются, что является абсолютно дискриминационным моментом.

В целом получается, что Указ № 233 никак положительно не повлиял на социальное положение определённых граждан, в особенности – женщин. Новый указ всё так же косвенно скрыто дискриминирует людей (в частности, женщин), ухаживающих за людьми с инвалидностью / старше 80 лет и находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет. Государство в Указе № 233 лишь удачно для него завуалировало то, что «сказало» в Указе №534.

– Мы с сожалением понимаем, что с каждым годом женщин, подпадающих под действие 534-го и 233-го Указов, будет становиться все больше. А это значит, что будет становиться всё больше пенсионеров и пенсионерок без средств к существованию и возможности достойно жить в Беларуси. К большому сожалению, изменения в пенсионном законодательстве последних лет являются поражением социально-экономических прав в Беларуси, где социальное благополучие и гарантии провозглашены лишь на бумаге и не реализуется на практике, – резюмировала экспертка.