Проблема домашнего насилия уже давно вышла за рамки частных дел. В действующем законодательстве содержится понятие «насилие в семье», имеется возможность вынесения защитного предписания, которое ограничивает совершение определенных действий агрессором в отношении членов семьи. Кроме этого, расширен круг субъектов, который оказывает помощь пострадавшим от домашнего насилия. Однако по-прежнему привлечь к ответственности агрессора бывает достаточно трудно, в том числе ввиду отнесения определенных составов преступления к категориям делам частного или частно-публичного обвинения.

Юристка Центра по продвижению прав женщин «Её права» Вероника Николайчик рассматривает порядок возбуждения и ведения уголовных дел частного, частно-публичного и публичного характера; дает сравнительную характеристику процессуальных прав и возможностей женщин при ведении указанных категорий дел. Кроме того, юристка попытается ответить на вопрос: каким образом вид уголовного обвинения влияет на защиту и продвижение прав женщин?

Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием 2006 года (Стамбульская конвенция) определяет домашнее насилие как все акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, которые происходят в кругу семьи, или в быту, или между бывшими / нынешними супругами / партнерами, независимо от того, проживает или не проживает лицо, их совершающее, в том же месте, что и жертва.

 Что является домашним насилием, согласно закону

Определение домашнего насилия, которое дано в белорусском законодательстве сужает круг лиц, которые могут пострадать от домашнего насилия, а также не выделяет такую форму насилия, как экономическое.

Так, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 года № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

К сожалению, на данный момент в Республике Беларусь не предусмотрена ответственность за такое преступление, как домашнее насилие. Агрессора можно привлечь к ответственности по определенным статьям административного и уголовного кодекса (далее – УК), в зависимости от вида совершенного деяния и его тяжести.

Наиболее часто к ситуации домашнего насилия применяются такие статьи УК:

— ст. 147 «Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения»;

— ст. 149 «Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения»;

— ст. 153 «Умышленное причинение легкого телесного повреждения»;

— ст. 154 «Истязание»;

— ст. 186 – «Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества».

Виды уголовного преследования и обвинения в суде

Уголовно-процессуальное законодательство в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления осуществляет уголовное преследование и обвинение в суде в частном, публичном и частно-публичном порядке.

Под публичным обвинением понимается заявление органа уголовного преследования о совершении лицом конкретного общественно опасного деяния/ий, предусмотренного УК, в том числе процессуальная деятельность, осуществляемая органом уголовного преследования независимо от волеизъявления физического лица, пострадавшего от общественно опасного деяния.

Иными словами, для возбуждения таких дел необязательно заявление пострадавшей. Так, поводом для возбуждения уголовного дела может быть заявление третьих лиц или, к примеру, сообщение о преступлении в средствах массовой информации. Кроме этого, должны быть достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

Частно-публичное обвинение определяется как осуществление вышеназванной деятельности только после обращения пострадавшего в орган уголовного преследования. В частно-публичном порядке возбуждаются уголовные дела по следующим статьям УК: ст. 149 «Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения», ст. 153 «Умышленное причинение легкого телесного повреждения»; ст. 154 «Истязание»; ст. 166 «Изнасилование»; ст. 186 – «Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества» и др.

Для того, чтобы женщина могла привлечь к ответственности по одной из указанных статей, ей необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы или вызвать наряд милиции, по прибытию которой будет составлен протокол устного заявления о совершенном преступлении.

По факту поступившего обращения будет производится проверка сотрудниками правоохранительных органов, по окончанию которой выносится либо постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо постановление о возбуждении уголовного дела. В том случае, если уголовное дело было возбуждено, дело направляется для производства предварительного следствия.

Производство предварительного следствия уголовного дела, возбужденного в порядке публичного обвинения или частно-публичного, заканчивается вынесением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд либо постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Если прокурор или его заместитель, соглашается с постановлением следователя о передаче дела в суд, он немедленно своим постановлением направляет уголовное дело в суд по подсудности и уведомляет об этом обвиняемого и потерпевшую.

По всем делам публичного и частно-публичного обвинения участие государственного обвинителя (прокурора) в судебном разбирательстве уголовного дела является обязательным. Что касается потерпевшей, то по ее ходатайству суд может освободить ее от присутствия в судебном заседании, обязав явиться в определенное время для дачи показаний.

Приведенный порядок уголовного преследования и обвинения в суде позволяет женщине, пострадавшей от домашнего насилия, избежать участия в процессуальных действиях при сборе доказательств вины агрессора, в том числе и от контакта с ним в суде, поскольку пострадавшей необязательно присутствовать и на судебном разбирательстве.

При таких обстоятельствах женщина может параллельно обратиться за помощью в территориальные центры социального обслуживания населения или общественные организации, оказывающие помощь пострадавшим от домашнего насилия, для получения психологической помощи, социального сопровождения, чтобы заселиться в «кризисную комнату», то есть пройти курс социальной реабилитации.

Важно также отметить, что дела частно-публичного и публичного обвинения прокурор вправе возбудить сам, то есть без заявления потерпевшей. Производство по такому делу за примирением пострадавшей с обвиняемым в ходе предварительного следствия прекращению не подлежит.

Дела частного обвинения – это уголовные дела, которые возбуждается лицом, пострадавшим от преступления, либо его представителем, путем подачи в районный (городской) суд заявления о совершении в отношении его преступления.

Иными словами, женщина выступает как дознаватель, следователь и прокурор в одном лице, то есть фактически осуществляет полномочия органа уголовного преследования: должна собрать доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении преступления, показания свидетелей; ходатайствовать о назначении экспертизы, нести судебные расходы и пр.

В таких делах отсутствие пострадавшей (частного обвинителя) на судебном разбирательстве влечет прекращение производства по уголовному делу. Кроме того, дело частного обвинения может быть прекращено в случае примирения его с обвиняемым, что в большинстве случаев и происходит.

Ситуация в делах частного обвинения усугубляется также тем, что пострадавшая не всегда готова обращаться в правоохранительные органы для защиты своих прав. Однако, в тех случаях, когда женщина все-таки решается на это, то возникает новый «барьер». Так, если в деле есть признаки ст. 153 УК «Умышленное причинение легкого телесного повреждения» это значит, что уголовное дело возбуждается пострадавшей самостоятельно, путем обращения в суд.

Ст. 153 УК выступает ярким примером физического насилия, последствиями которого являются не только телесные повреждения, травмы, но и посттравматический стресс. Женщине, пострадавшей от общественно опасного деяния, кроме того, что нужно справиться с приведенными выше последствиями, также необходимо самой выполнить процессуальные действия по сбору доказательств, написанию заявления в суд, отстаиванию своей позиции в суде, получая при этом очередную психологическую травму за счет вновь переживаемой ситуации домашнего насилия.

Частное обвинение в ситуациях экономического насилия

В соответствии с УК некоторые составы преступлений против собственности относятся к делам частного обвинения в случае их совершения членами семьи, близкими родственниками пострадавшей либо иными лицами, которых она обоснованно считает близкими. Среди таких составов:

— «Кража» (ст. 205 УК);

— «Мошенничество» (ст. 209);

— «Угон транспортного средства» (ст. 214) и др.

По данным делам женщине еще труднее привлечь к ответственности виновного. Так, помимо того, что нужно правильно составить заявление для обращения в суд, необходимо знать, в какой именно суд нужно обращаться. В заявлении необходимо также изложить все обстоятельства преступления; сведения о лице, его совершившем, и доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении преступления; перечень лиц, подлежащих вызову в судебное заседание в качестве свидетелей; сведения о переводчике, эксперте, специалисте и иных лицах, которых необходимо вызвать в судебное заседание. Кроме этого, необходимо провести оценку имущества, которое было украдено или испорчено в зависимости от совершенного деяния. Все это требует достаточных правовых знаний и дополнительных материальных расходов.

Таким образом, в большинстве случаев это становится камнем преткновения для женщины при защите своих прав, т.к. именно этих денег у нее может просто не быть. Либо женщина, сопоставив денежные расходы на судебные разбирательства со своими доходами и необходимостью обеспечивать детей и себя, может попросту отказаться от судебных тяжб.

Временной ресурс также играет свою роль в этом деле. Так, практически невозможно собрать всю необходимую доказательственную базу с учетом собственной работы, ведения домашнего хозяйства и ухода за детьми. Учитывая это, женщины чаще просто оставляют все, как есть, и никуда не обращаются.

Большая часть составов преступлений, по которым можно привлечь к ответственности агрессора, относятся к делам частного обвинения. На основании анализа видов уголовного обвинения в судах, а также с учетом специфики дел, касающихся домашнего насилия, можно отметить, что рассмотрение дел по домашнему насилию в порядке частного обвинения является серьезным законодательным препятствием на пути защиты женщины от домашнего насилия. Данное препятствие проявляется в следующем.

  1. Часто при возбуждении дел частного обвинения не представляется физической возможности для женщины доказать вину агрессора. Это объясняется тем, что потерпевшая в большинстве случаев в этот период времени проживает вместе с агрессором и, как правило, имеет экономическую зависимость от последнего (находится в декретном отпуске, имеет совместное жилье с агрессором или не имеет права собственности вовсе в занимаемой квартире / доме и т.п.). Подобная зависимость повышает вероятность не доведения дела до конца. Более того, при таких обстоятельствах ситуация насилия в семье также может обостриться и привести к еще более отягчающим последствиям (глубокой психологической травме; физической инвалидности; смерти и др.).
  2. Еще одним важным обстоятельством при разрешении таких дел является низкий уровень правовой грамотности пострадавшей. Во многом ввиду незнания своих прав, административных процедур, законодательства и пр. приводит к тому, что последняя даже не предпринимает попыток для обращения в суд, и, тем более, ведения дела частного обвинения.
  3. Возбуждение и ведение дела частного обвинения влечет определенные материальные расходы, которые могут быть не посильны для пострадавшей. К примеру, услуги адвоката; подача заявления; оценка стоимости имущества; проведение экспертизы и др.
  4. Кроме этого, стоит учитывать и временные затраты по сбору доказательств; присутствия на судебных заседаниях. Ведь свободного времени у женщины может просто не быть ввиду введения домашней работы, ухода за детьми, работы в принципе.
  5. Указанные выше обстоятельства в совокупности приводят к повторной психологической травматизации женщины (проживание с агрессором в одном доме; встречи с ним на судебных заседаниях).

Следует также отметить, что последние изменения в Уголовный процессуальный кодекс Республики Беларусь, касающиеся дел частного обвинения, вносились в 2003 году, когда тема домашнего насилия была практически табуирована. Однако сегодня домашнее насилие рассматривается не как конфликт в семье с позиции «сами разберутся», а как нарушение прав женщин и дискриминация. Подобное расхождение устаревших норм с практикой является серьезным препятствием для защиты женщин от ситуаций домашнего насилия.

Приведенный выше анализ ведения дел частного обвинения показывает, что женщина практически не имеет возможности защитить свои права и привлечь к ответственности агрессора. Перевод дел по домашнему насилию из частного обвинения в дела частно-публичного или публичного обвинения сделало бы защиту женщин более эффективной (к примеру, на время проведения проверки по совершенному преступлению и судебных заседаний женщина могла бы пройти курс социальной реабилитации, получить юридическую помощь: уточнить процедуру расторжения брака, раздела имущества, порядок взыскания алиментов и пр.), с одной стороны. С другой – это избавило бы пострадавшую от лишних контактов с агрессором; ей не пришлось бы брать на себя роль органа уголовного преследования. Изменения в законодательстве по данному вопросу позволили бы женщинам говорить о своей ситуации в семье и не бояться, что ей откажут в помощи и защите.

Статья подготовлена в рамках кампании «Комплексность ситуаций домашнего насилия и препятствия на пути его искоренения: право и правоприменительная практика».