На информационно-правовую линию Центра по продвижению прав женщин «Её права» периодически поступают обращения относительно сексистской рекламы и журналистики. За полтора года в общем объёме обращений таких 13,6%. Для того, чтобы СМИ готовили качественные, гендерно-чувствительные публикации и видеосюжеты соосновательница Центра по продвижению прав женщин «Её права» Лилия Волина подготовила рекомендации о том, как писать о женщинах и для женщин. Рекомендации были озвучены во время круглого стола «Что такое язык вражды. Как грамотно заявить тему и очистить текст от штампов», что проходил в рамках цикла тренингов «Новая социальная журналистика: как найти невидимых и описать неизвестное».

Во время мероприятия рабочей группой были подготовлены рекомендации о том, как создавать журналистские материалы, избегая стереотипов и штампов о гендерных ролях.

Журналистам/кам и рекламистам/кам на заметку!

При подготовке журналистских материалов думайте не только над текстом публикации (подводкой к сюжету), но и над иллюстрациями, фотографиями, инфографикой, видео, которые её сопровождают. Все виды / компоненты журналистских материалов должны быть гендерно-чувствительными.

  1. Помните, что в Беларуси обычно принято говорить о двух гендерах – мужском и женском. На самом деле, их значительно больше. Чтобы узнать больше по этой теме, перейдите сюда.
  2. Избегайте стереотипных представлений о том, что есть мужское, и что есть женское, говоря о:

а) характеристиках («все женщины эмоциональны», «мужчины не плачут» и т.д.);

б) профессиях («мужчины – лучшие руководители», «водитель – неженская работа»);

в) статусе («мужчины должны стремиться к карьерному росту», «для женщин карьера – не главное»);

г) жизненных сценариях («каждая женщина мечтает выйти замуж», «главная задача мужчины – зарабатывать»);

д) ролях в политике, спорте, образовании и других сферах общественной жизни («женщины в политике – для украшения», «футбол / хоккей / др. – мужской спорт»);

е) ролях в семье («домашние хлопоты – женское дело», «мужчина в декрете – подкаблучник»).

  1. Не обесценивайте имидж и опыт определённой социальной группы (см. примеры в презентации выше).
  2. Избегайте обобщений (например, «все молодые девушки скоро уходят в декрет»).
  3. Пишите / снимайте успешные истории людей в нестереотипных для них ролях, но не делайте из историй сенсации, а из людей – героев. Подавайте это как нечто обыкновенное и привычное для общества.
  4. Старайтесь чаще рассказывать о проектах, инициативах, которые продвигают идеи равенства в обществе (например, об организациях и проектах по оказанию психологической помощи жертвам домашнего насилия, по информационно-правовому сопровождению в дискриминационных ситуациях и др.). Говорите об актуальных тематических исследованиях и общественных сервисах.
  5. Для продвижения своих тем в редакциях привязываете их к тематическим датам (например, 25 ноября – Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, 8 марта – Международный женский день / День борьбы за права женщин и международный мир, 11 октября – Международный день девочек, 15 октября – Международный день сельских женщин, третье воскресенье июня – Международный день отца, 19 ноября – Международный мужской день и т.д.), но не забывайте про эти темы и в другое время года.
  6. Не шутите и не иронизируйте над проблемами одной из социальных групп (например, избегайте в текстах о домашнем насилии над женщинами посыла «сама виновата», то есть виктимизации – обвинения жертвы / см. примеры в презентации выше).
  7. Представляйте различные мнения и комментарии в своих материалах, особенно если хотите разместить чьи-то публичные заявления / мнения / выступления, являющиеся дискриминационными по своему содержанию. Не используйте менсплейнинг – комментирование, объяснение ситуаций мужчиной женщинам и / или по проблеме, которая касается женского опыта.
  8. Используйте феминитивы – слова женского рода, парные понятиям мужского рода. Если редакция против такого подхода, постарайтесь использовать хотя бы те, что закреплены в словарях (например, учительница, продавщица, руководительница, лётчица, писательница, журналистка, если пишите или говорите о женщинах).
  9. Избегайте сленговой, просторечной, унижающей, обесценивающей лексики (например, тёлочка, самка, толстуха, мамаша – для обозначения женщин; самец, кабель – для обозначения мужчин).
  10. Называйте вещи, явления и категории людей / социальные группы, избегая штампов, канцеляризмов и неоправданных метафор, сравнений (например, «слабый пол», «прекрасная половина человечества», «хранительницы домашнего очага» для обозначения женщин / «сильный пол», «кормилец семьи» для мужчин).
  11. Не используйте примеры, сравнения, визуальные образы, поддерживающие культуру насилия, жестокости и унижения человеческого достоинства.
  12. Расширяйте своё представление о темах, которые интересны вашей аудитории (женщины хотят получать информацию не только о косметике и детях, но и о технологиях, политике, спорте, бизнесе, др., и наоборот – мужчины интересуются вопросами воспитания, пользы еды, натуральности косметики и т.д.).
  13. Не бойтесь феминисток 🙂 Феминизм – это движение за равенство прав и возможностей для женщин.