За 1 год 7 месяцев работы информационно-правовой линии Центр по продвижению прав женщин «Её права» 457 женщинам. Как правило, обращения поступают по двум и более тематическим вопросам и носят комплексный характер, поэтому за весь период работы инфолинии юристки обработали 666 запросов женщин.

По статистике, чаще обращаются женщины из Минска и Минской области (72,2 % ото всех обращений), из других регионов обращений пока меньше – 27,8 % ото всех обращений.

В основном на линию обращаются женщины 31-40 лет – это 42,8% ото всех обращений. Женщины старше 51 года обращаются к нам в 14,7% случаев. 18,4% обращений поступает от женщин возраста 18-30 лет. 14,4% обращений поступает от женщин 41-50 лет. Не определен возраст – 9,7%.

По итогам работы информационно-правовой линии по-прежнему больше всего обращений связано с семейно-бытовыми вопросами – 55,6 %. Среди них: вопросы по детям и алиментам – 43,3 %, имущественные (также при разводе) – 27,1 %, брачно-разводные процессы – 13,9%. Значительное количество обращений в семейно-бытовой сфере связано с ситуациями домашнего насилия (13,6%). Часто брачно-разводные вопросы, имущественные и по детям у клиенток являются производными от проблемы домашнего насилия (например, обращаются по вопросу развода, причиной является домашнее насилие). Поэтому именно в семейно-бытовой сфере практически все обращения комплексные и многогранные, решение одного вопроса затрагивает целый спектр других нюансов. Поступали также иные семейно-бытовые вопросы – 2,1%.

Наблюдается увеличение количества обращений, связанных с дискриминацией в трудовой сфере – сейчас это 12,7 % ото всех обращений (начинали мы с 2-3% ото всех обращений). Из них наиболее распространенные примеры дискриминации – нарушения в пользовании трудовыми гарантиями, льготами (в том числе, при беременности, во время и после выхода из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет) – 47,8% обращений. Иные обращения в сфере труда касались неправомерных увольнений, сексуальных домогательств на рабочем месте, дискриминации в работе по гражданско-правовому договору.

14,8% от всех обращений касались вопросов социальной сферы: пособия, льготы, адресная помощь; постановка на учёт детей в социальном опасном положении и отобрание детей; гарантии и льготы в жилищной сфере. Следует отметить, что из них увеличилась доля обращений, касающихся постановки на учёт детей в социальном опасном положении и отобрания детей – с 22,9% до 29,5%.

2,5% обращений связаны с приватной сферой, среди проблем – угрозы, домогательства и преследования, физическое и сексуальное насилие, другое.

14,4% обращений приходится на иные тематические вопросы: например, жилищные вопросы; неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов и иных государственных учреждений (отказ в возбуждении административного дела, обжалование таких решений); связанные со здравоохранением.

Несколько примеров

Одна из обратившихся в Центр столкнулась с ситуацией преследования со стороны бывшего супруга. Не смотря на то, что после расторжения брака они проживали в разных городах, бывший супруг почти каждый день поджидал женщину возле подъезда ее дома. Не раз применял физическое насилие по отношению к ней, а последний раз облил женщину уксусом. Кроме этого, поцарапал ее машину и разбил фару.

К сожалению, белорусское законодательство не предусматривает прямых средств защиты от преследования. Так, действия этого мужчины можно квалифицировать только по отдельным статьям административного кодекса («Мелкое хулиганство», «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества»), а также в зависимости от степени нанесенных телесных повреждений может наступить как административная ответственность – «Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия», так и уголовная – «Умышленное причинение легкого телесного повреждения», «Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения» и др.).

Сегодня в международном праве содержится понятие «преследования», в частности, в Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (2011 г.). В соответствии со статьей 34 Конвенции «преследования» толкуются как «намеренное поведение в виде неоднократного угрожающего поведения, направленного на другое лицо, которое вызывает у нее или него страх за свою безопасность».

Специалисткой «Центра – Её права» было оказано информационно-правовое сопровождение обратившейся, в частности, была предоставлена информация о том, какие доказательства преследований можно использовать в рамках действующего законодательства и каким образом их фиксировать, куда обращаться, какие аргументы использовать и т.п.

Ряд поступивших обращений в трудовой сфере касался дискриминационных увольнений женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

Ситуации заключались в том, что такие женщины в течение 2017 года стали получать уведомления от нанимателей следующего содержания: на основании Указа Президента Республики Беларусь от 01.05.2017 года №142-дсп «Об оптимизации системы государственных органов» (далее – Указ №142-дсп) занимаемая ими должность оптимизирована, в связи с чем им предлагался перевод на иную должность. Сообщалось также, что в случае отказа от продолжения трудовых отношений в новой должности они будут освобождены от занимаемой должности по пункту 5 ч. 2 ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), т.е. в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.

Прочитать одну из таких историй можно здесь.

В первую очередь, в данных случаях произошла подмена понятий: уведомления имели наименование «об изменении существенных условий труда», а исходя из содержания документов, предлагалась процедура перевода. Однако указанные способы изменения трудового договора являются различными правовыми институтами, предполагают различные процедуры и несут за собой разные последствия.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 43 ТК не допускается увольнение работника в период его пребывания в отпуске (трудовом или социальном), за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности.

Следует отметить, что сложившиеся ситуации, когда наниматель незаконно уволил декретниц, поставив их перед незаконным выбором уволиться или перейти на иную должность, являются ничем иным, как косвенной дискриминацией.

Женщину не восстанавливают в прежнюю должность после выхода из декрета. Что делать?

Дискриминационные последствия применения незаконного увольнения к женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, заключаются в следующем:

— из-за неправомерного увольнения женщина теряет должность, все заслуженные и наработанные за время государственной службы льготы, карьерные достижения (в случае согласия на перевод она бы оказалась в такой же ситуации). Следует отметить, что в Беларуси существует вертикальная сегрегация, в том числе на государственной службе, и на практике для женщин продвижение по карьерной лестнице затруднительнее, чем для мужчин;

— в трудовой книжке будет длительный перерыв нахождения вне трудовых отношений, что также может отразиться на дальнейшем приеме женщины на работу и на карьерном росте;

— во время ухода за ребенком до 3 лет у такой женщины объективно отсутствуют возможности найти новую работу;

— в течение определенного времени (при достижении ребенком 3 лет до нового трудоустройства) женщина не будет иметь средств для существования, поскольку поиск работы требует времени. Кроме того, наличие ребенка до 3 лет стать основанием для дискриминационных отказов в приеме на работу;

— подача иска о восстановлении на работе, согласно законодательству, возможна в короткий (1-месячный) срок. Находясь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, объективно у женщины имеется меньше временных и финансовых ресурсов для того, чтобы присутствовать в суде, привлечь к рассмотрению дела квалифицированную помощь адвоката.

Выше перечисленные последствия имеют пагубный характер, поскольку вызваны сложившейся дискриминационной практикой. При этом, следует отметить, что в Беларуси, согласно официальной статистике Национального статистического комитета Республики Беларусь, только 1% мужчин пользуются отпуском по уходу за детьми до 3 лет. Ввиду этого, именно женщины подвергаются сложившейся дискриминационной практике.

Следовательно, в данном случае имеет место быть дискриминация в отношении женщин, в частности косвенная дискриминация: «когда законы, стратегии, программы или практики представляются нейтральными в той мере, в какой это касается мужчин и женщин, однако же на практике сопряжены с дискриминационными последствиями для женщин» (ст. 1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин) и п. 16 Общей рекомендации № 28 Комитета, касающейся основных обязательств государств-участников по ст. 2 Конвенции CEDAW).

По ряду обращений при информационно-правовом содействии «Центра – Её права» обратившиеся женщины подали исковые заявления о восстановлении на работе и об устранении дискриминации.

«Центр – Её права» с сожалением отмечает, что участились случаи, когда от представителей/ниц и государственных органов и учреждений в отношении женщин, пострадавших от домашнего насилия, поступают угрозы и(или) предпринимаются реальные действия, касающиеся постановки детей на учет «социальное опасное положение» (СОП), изъятия детей из семьи.

Мамы боятся признаться в насилии – отнимут детей

Больше о проблеме СОП можно прочитать здесь.

При содействии «Центра – Её права» многим из обратившихся была оказана помощь в описанных ситуациях путем разъяснения женщинам прав, принадлежащим им и их детям, а также установленных задач, принципов, полномочий деятельности государственных институций; путем составления обращений в государственные органы и учреждения; путем информационно-правового сопровождения на различных этапах (обследования их семей социальными службами, вызовы милиции, заседания комиссий по делам несовершеннолетних и т.п.).