Центр по продвижению прав женщин «Её права» с сожалением отмечает, что участились случаи, когда от представителей/ниц и государственных органов и учреждений в отношении женщин, пострадавших от домашнего насилия, поступают угрозы и(или) предпринимаются реальные действия, касающиеся постановки детей на учет «социальное опасное положение» (СОП), изъятия детей из семьи.

И получается замкнутый круг: с одной стороны, женщина опасается за здоровье и жизнь своих детей и себя в связи с насилием от партнера; с другой стороны, она боится обращаться за защитой куда-то в связи с угрозами об отобрании детей.

«Центр – Её права» считает, что, исходя из международных стандартов прав человека, а также задач и принципов деятельности государственных органов и учреждений, случаи присвоения семье статуса СОП и(или) изъятия детей из семьи, как меры по защите прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, требуют более детального, глубокого и всестороннего анализа, особенно когда данные ситуации сопровождаются домашним насилием. В частности, необходимо исследовать такие вопросы, как:

— как соотносятся права детей и права женщины в ситуациях домашнего насилия, учитывается ли принцип соразмерности ограничения отдельных прав;

— какова сущность и цели признания СОП;

— каким образом, по каким критериям определяется «неблагополучность» семьи, возможно ли принять иные меры по устранению «неблагополучности», альтернативные изъятию из семьи;

— каким образом статус СОП влияет на ситуации домашнего насилия;

— как действия представителей/ниц государственных институций прямо и косвенно влияют на реализацию прав детей и женщин.

Скачайте себе памятку «Социально опасное положение: как женщине отстоять законное право на воспитание детей»

На практике также нередки ситуации, когда специалисты/ки системы образования требуют от женщин предоставить характеристику с места работы в ситуациях, когда их дети признаны СОП либо вопрос о постановке на учет СОП находится на рассмотрении. В противном случае специалисты/ки самостоятельно делали запрос к нанимателю. Информация о СОП-статусе семьи становилась известной нанимателю.

В соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, в рамках данной деятельности у государственных органов НЕ предусмотрено полномочий запрашивать характеристику у нанимателя родителей. Типовая форма акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, утвержденная данной Инструкцией, содержит пункт «Сведения о родителях», среди которых, например, занимаемая должность или занятие, место работы, стаж работы, доходы. Однако в акте НЕ содержится такого пункта для заполнения, как характеристика родителей от нанимателя. В Кодексе Республики Беларусь об образовании, также НЕ предусмотрено сообщать нанимателям какие-либо сведения о семье работника либо запрашивать у них характеристику о родителях.

К примеру, соответствии с Положением, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 года № 116, деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения образования строится на принципах конфиденциальности, а также уважения и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса (п. 6).

«Центр – Её права» считает, что подобные действия (истребование характеристики с места работы) представителей/ниц системы образования без имеющихся законных полномочий являются ничем иным, как произвольным толкованием норм и свидетельствуют о злоупотреблении должностных полномочий. Более того, подобные действия затрагивают право женщины и ее детей на их неприкосновенность частной и семейной жизни, право женщины на труд, а также косвенно – право детей на достойный уровень жизни.