С января по декабрь 2018 года в Центр по продвижению прав женщин «Её права» поступило 349 обращений, тематических вопросов – 523.

За полгода работы:

  1. январь – май: обращений – 161 по 241 тематическим вопросам;
  2. июнь – декабрь: обращений 188 по 282 тематическим вопросам.

Январь-май:

  • трудовая сфера – 5,88 %;
  • семейно-бытовая – 53,84 %;
  • социальная – 19,004 %;
  • приватная – 4,52 %;
  • публичная – 0,9 %;
  • иные – 15,83 %.

Июнь-декабрь:

  • трудовая – 3,66 %;
  • семейно-бытовая – 74,92 %;
  • социальная – 11,83 %;
  • приватная – 2,81 %;
  • публичная – 0 %;
  • иные – 6,76 %.

Январь-декабрь:

  • трудовая – 4,51 %;
  • семейно-бытовая – 66,84 %;
  • социальная – 14,58 %;
  • приватная – 3,47 %;
  • публичная – 0,37 %;
  • иные – 10,24 %.

По трудовым спорам снизилось с 5,88 % до 3,66 % за полгода.

В семейно-бытовой заметно повышение с 53,84 % до 74,92 %.

В социальной – понижение с 19,004 % до 11,83 %.

Заметно понижение запросов по жилищным вопросам с 42,85 % до 29,16 %, но повышение по запросам, касающимся неправомерных действий милиции и других органов государственной власти с 28,57 % до 41,66 %.

Повысилось количество обращений по СОПам с 59,52 % до 73,8 %.

Что касается, обратившихся: в большинстве случаев (77,9 %) обращаются сами потерпевшие, 9,11 % – родственники / знакомые, а также сотрудники других организаций.

Возраст обратившихся:

январь – майиюнь – декабрь
0 %-180,57 %
21,27 %18-3021,96 %
41,48 %31-4045,08 %
11,17 %41-5012,13 %
7,44 %51-602,89 %
3,72 %61+3,46 %
14,89 %неизвестно13,87 %

 

За 2018 год:

— 18: 0,27 %

18-30: 21,6 %

31-40: 43,21 %

41-50: 11,63 %

51-60: 5,26 %

61+: 3,6 %

неизвестно: 14,4 %

Чаще всего обращаются из Минска – 62,2 %.

Источник информации об организации: в основном интернет (38,06 %), затем родственники / знакомые – 19,63 %, государственные структуры – 13,89 %, неправительственные организации – 9,06 %, СМИ – 2,71 %, справочные книги – 0,9 %, социальные сети – 0,6 %.

Комментарий юристок Центра по продвижению прав женщин «Её права»

Исходя из статистики видно, что лидирует семейно-бытовая сфера, а это, в основном, обращения, связанные с вопросами порядка расторжения брака/невозможности расторжения брака.

Пример. В действующем законодательстве установлена недопустимость расторжения брака во время беременности жены и до достижения ребенком возраста трех лет без письменного согласия другого супруга на расторжение брака (ст. 35 Кодекса о браке и семье). Расторжение брака, как правило, является одним из первых шагов женщин, столкнувшихся с домашним насилием.

Одно из условий, когда расторжение брака в данный период не допускается, – это осуществление со стороны второго супруга родительской заботы о ребенке. Чаще всего, в ситуациях домашнего насилия агрессор не участвует в воспитании и содержании детей, времяпрепровождении с ними. Однако на практике (исходя из обращений к нам) судьи не выясняют степень участия второго родителя в жизни ребенка. Зачастую и женщина не знает, что именно ситуация домашнего насилия в семье может поспособствовать ей скорейшим образом решить вопрос о расторжении брака.

Рекомендации женщинам:

  1. Собрать доказательственную базу
  • вызовы в милицию с сообщениями о нанесенных побоях, угрозе убийством, обо всех случаях, когда вы стали инициаторкой обращения в правоохранительные органы;
  • если обращались в государственные органы (к примеру, территориальный центр социального обслуживания населения) или в неправительственные организации, которые оказывающие помощь пострадавшим от домашнего насилия, возьмите соответствующий документ, который подтверждает, что вы туда обращались, с каким запросом и какую помощь получили или получаете. Некоторые организации выдают документы, в которых прямо указано, что женщина идентифицирована, как пострадавшая от домашнего насилия.
  1. После сбора всей информации необходимо оформить это должным образом. Рекомендуем сделать ходатайство к исковому заявлению о расторжении брака (желательно в письменном виде) и предоставить его судье во время судебного разбирательства или в канцелярию суда до судебного разбирательства с просьбой приобщить к делу.

Такие шаги позволят женщинам не только быстрее получить юридическую свободу от агрессора в случае невозможности расторжения брака (ст. 35 КоБС), но также и в тех ситуациях, когда судья назначает дополнительное время (как правило, с целью примирения) в пределах 6 месяцев.

К семейной сфере также относятся вопросы раздела имущества. При этом вопросы раздела имущества волнуют женщин как состоявших в зарегистрированном браке, так и сожительствующих. Данная категория дел является одной из самых сложных, особенно в случаях домашнего насилия. Ведь домашнее насилия – это не конфликт. Если есть между супругами конфликтная ситуация (напряженные отношения и т.д.), то, как правило, вопросы раздела имущества можно хотя бы попытаться решить мирным путем и более-менее безболезненным путем (обращение к медиатору, заключению брачного договора или договора раздела имущества). В ситуациях домашнего насилия такие способы решения вопроса о разделе имущества практически невозможны. У женщины есть только один путь – обращение в суд. Однако, это не значит, что суд разделит имущество, т.к. заявила истица в исковом заявлении. Кроме этого, если у женщины в общей совместной собственности с агрессором есть только одна квартира или дом, то раздел имущества, как правило, не решает проблему домашнего насилия, т.к. женщина продолжает жить на одной территории со своим обидчиком.

При этом, женщина сталкивается с еще одной проблемой при обращении в суд – оплата государственной пошлины – 5% от цены иска, т.е. 5% от той части, на которую претендует женщина. Такая сумма может быть просто не подъемной для некоторых. Однако, если женщина все же намерена делить имущество, то в части оплаты госпошлины мы можем рекомендовать следующее.

Обратиться в суд об освобождении от госпошлины. Для этого необходимо:

  1. Написать заявление о полном (частичном) освобождении от уплаты госпошлины и приложить к исковому заявлению, которое подается. * Нужно указать только одно: либо частично, либо полностью. Чаще всего удовлетворяются просьбы о частичном освобождении от уплаты госпошлины. Если в заявлении указана просьба о частичной оплате госпошлины, то нужно приложить оригинал квитанции о частичной оплате (сумма может быть любой, критериев четких нет).
  2. Приложить к заявлению документы, подтверждающие имущественное положение. Следует отметить, что при решении вопроса об освобождении от полной / частичной уплаты государственной пошлины учитывается не только ежемесячный доход истца, но и его имущественное положение. Подтверждающими документами могут быть, например:

— справка о доходах и членов семьи за 3-6 месяцев (справка о размере заработной платы после всех удержаний, если таковые имеются, либо о размере пособия, пенсии);

— справка об отсутствии в собственности иных объектов недвижимости;

— справка об отсутствии в собственности транспортных средств;

— документы о необходимости несения дополнительных расходов;

— справки о состоянии здоровья и имеющейся инвалидности [и др.].

В социальной сфере значительное количество обращений связано с постановкой детей в социально опасное положение (СОП).

По общему правилу в ситуациях домашнего насилия информация о привлечении партнера к ответственности направляется милицией в отделы (управления) образования, на основании чего ребенок может быть признан находящимся в СОП.

Статус социально-неблагополучного ребенка может также влиять на качество жизни ребенка: его взаимоотношения со сверстниками/цами, учителями/цами. Регулярные осмотры комиссий и отдельных специалистов/ок не устраняют саму причину постановки на учет СОП, от данных органов содействия в искоренении домашнего насилия в семье женщина и дети также не получают. К тому же, зачастую такие осмотры сказываются на детской психике не самым лучшим образом.

Более того, нередко представители/ницы государственных органов и учреждений (специалисты/ки органов опеки, учреждений образования, правоохранительных органов и др.) сообщают женщине о том, что в случае, если ситуация в семье не изменится, они изымут детей из семьи.

В связи с этим женщина часто принимает решение не обращаться в правоохранительные и(или) иные органы за защитой от домашнего насилия из-за опасений, что у нее отберут детей. И получается замкнутый круг: с одной стороны, женщина опасается за здоровье и жизнь своих детей и себя в связи с насилием от партнера; с другой стороны, она боится обращаться за защитой куда-то в связи с угрозами об отобрании детей.

Рекомендации

  1. Если приглашают на совет по профилактике правонарушений с целью принятия решения о постановке в СОП, то важно поснимть следующее.

Решение о постановке в СОП принимается с учетом критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего, утвержденных приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 года № 47.

Тем самым, в первую очередь, на основании вашей истории оцените какие критерии и показатели имеются в вашей ситуации и сопоставляем их с реальной угрозой жизни и здоровью ребенку, которые они якобы могут оказать.

  1. Если принято решение о постановке ребенка в СОП. Нужно:
  • сопоставить критерии и показатели с реальной ситуацией в семье;
  • при проведении обследования жилищно-бытовых условий в семье проследить не был ли нарушен порядок (родители были уведомлены о предстоящей проверке, подписывали ли они сам акт);
  • указанные мероприятия в индивидуальном плане защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (далее – индивидуальный план) реально направлены на устранение причины и условий, приведших к признанию несовершеннолетнего находящимся в СОП. Либо они носят формальный характер и не исходят из особенностей ситуации, а представляет собой скорее набор рекомендаций, но не реальных эффективных действий/шагов по выходу из нее. То есть насколько план защиты отвечает имеющей место быть ситуации.