Центр «Её права» приветствует новость о планируемых изменениях в действующее пенсионное законодательство относительно учета пенсионного стажа в полном объеме женщинам, имеющих четверых детей, в общий трудовой стаж. Несмотря на эту меру, положение женщин по-прежнему остается уязвимым. И особенно, за рамками новвоведения все так же остаются многодетные матери. Разбираем по порядку, почему.

На сегодняшний момент декретный отпуск, т.е. социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет, включен в общий трудовой стаж в объеме не более 9 лет за все время нахождения в нем. Многодетные матери, имеющие более троих детей, остаются «за бортом» — сегодня мама четверых детей имеет право рассчитывать на включение только 75% декретного отпуска в трудовой стаж.

Напомним, белорусское законодательство разграничивает понятия общего трудового и страхового стажа. На получения права на трудовую пенсию влияет страховой стаж – это период работы, во время которого работодатель уплачивал взносы за работника в фонд социальной защиты населения. Общий трудовой стаж имеет значение для размера пенсии. Сегодня страховой стаж для женщин, необходимый для начисления пенсии по возрасту, составляет 17 лет (будет увеличиваться на полгода до 2025 до 20 лет), трудовой – 35 лет. Выход на пенсию для женщин сегодня составляет 56,5 лет (будет увеличиваться на полгода до 2025 до 58 лет и составляет на 5 лет меньше, чем у мужчин).

Учитывая, что декретный отпуск не включен в страховой стаж, период от 3 до 12 лет, проведенных в декретном отпуске, не засчитывается. Вместе с увеличенным трудовым стажем до 35 лет вышеуказанная норма законодательства, даже имея в виду тот факт, что декретный отпуск включен в трудовой стаж, является все так же косвенно дискриминирующей женщин.

По статистике, именно женщины чаще всего уходят в декретный отпуск. Вопрос о том, кто в семье пойдет в декрет, как правило, в первую очередь определяется размером пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет. Пособие исчисляется исходя из среднемесячной зарплаты работников в стране – учитывая разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами (а он на сегодня составляет 24%), – становится очевидно, что семье, даже если мужчина и хочет, в большинстве случаев просто невыгодно, чтобы в декрет уходил папа.   

К сожалению, в наших реалиях женщина, проведя в декретном отпуске 9, 12 лет или даже 6 лет, находится в группе риска: зачастую она непривлекательный претендент на рынке труда с точки зрения работодателя и, помимо внешнего вида и наличия детей, имеет повышенный риск подвергнуться дискриминации также по признаку возраста. Огромное значение имеет отсутствие необходимой детской инфраструктуры: яслей для самых маленьких детей, детских садиков, центров. Даже при желании выйти на работу до исполнения ребенку 3-х лет, получается, что его банально некуда девать на время работы, а дорогостоящая альтернатива в виде няни многим семьям просто не по карману.

При непринятии необходимых поправок в законодательство прогноз на будущее складывается неутешительный. Ситуация катастрофически скажется на демографии страны в целом: можно предположить, что все больше женщин будут стремиться обезопасить свое экономическое положение и откладывать беременность из-за страха невозможности обеспечить себя и своего ребенка в будущем, не говоря уже о том, чтобы заводить двоих и более детей. Стоит ли говорить о том, что такое положение вещей идет вразрез с политикой по повышению рождаемости государства? А те женщины, кто все же попали в пенсионную ловушку, уже в недолгосрочной перспективе составят абсолютное большинство пожилых людей, живущих около или за чертой бедности с сопутствующим фактором разницы в практически 10 лет между смертностью мужчин и женщин.

Начисление трудового стажа в полном объеме женщинам, имеющих четверых детей, – это мера, влияющая только на одну категорию женщин, в то время как вопрос включения периода декретного отпуска в страховой стаж – это вопрос инвестиции государственного бюджета в качество жизни не только женщин, а всего населения нашей страны. И этот вопрос требует принятия безотлагательных мер.


Не хватает стажа для пенсии: какая реформа нужна законодательству

 

Текст: Татьяна Стрижевская, юристка «Её права»