В конце августа наш центр организовывал открытый завтрак, на котором вместе с экспертками мы обсудили лидерство и его аспекты. Евгения Иванова, Ольга Прокопьева и Саша Дикан поделились своими историями.

Евгения, гендерная исследовательница, рассказала о том, почему важно бороться за права женщин, а не просто за права человека. Ольга, владелица люксового кейтеринга,  поделилась опытом ведения бизнеса. Саша, директорка центра «Ее права», рассказала о своей поездке на феминистскую конференцию в Канаду.  

Иванова: «Нам дадут права и у нас их заберут»

– Было время, когда я думала о том, что мое высшее призвание – быть мамой. Что со всеми своими юридическими знаниями я хочу быть мамой, которой я, к слову, так и не стала. Как не стала адвокатом, прокурором или судьей.

Сперва Евгения заинтересовалась правами человека и попала в Польшу на курс по этой теме. Там она впервые услышала о правах человека не с теоретической стороны, а узнала реальную ситуацию по положению дел. Затем Евгения получила магистерскую степень в области гендера.

– Еще я являюсь активисткой женской организации «Адлiга: женщины за полную гражданскость». «Гражданскость» – это включенность в сообщество на одинаковых правах, включенность в публичную сферу этого сообщества, и возможность сказать государству «нет». Это дает тебе возможность ввязываться в драку с теми, кто сильнее тебя.  

Права не дарятся, человек сам их берет и борется за них. Получается, что если ты не способна силой взять что-то или защитить, то тебе это как бы принадлежит на правах грантополучателя: ты плохо себя ведешь – у тебя это забрали.  

На вопрос «Почему нам надо заниматься именно правами женщин, а не правами людей в целом?» Евгения отвечает так:

– Если мы не будем этим заниматься, то, на мой взгляд, может произойти несколько вещей: нам дадут права и у нас их заберут; мы никогда не станем тем субъектом, который сегодня способен защитить свое право на жизнь, завтра – защитить право на работу, а потом и право на самоопределение.  

Внутренняя составляющая также важна для усиления позиции женщин, как и законы. Я имею в виду веру в то, что вы способны что-то сделать.

Так или иначе, большинство женщин испытывают специфические вещи в области нарушения прав, которые реже или по-другому испытывают мужчины. Если мы посмотрим на правозащитные организации, то их, в основном, представляют мужчины.

Так выходит, не специально, что женщины со специфическими нарушениями своих прав часто не попадают в официальные отчеты, им не хватает поддержки. И это верхушка айсберга. Мы не видим, что происходит, например, в регионах – о них почти не говорят.

Евгения предлагает посмотреть на гендерное равенство через трехступенчатую теорию. На первой, начальной ступени, дискурс ведется вокруг прав женщин. При этом возникают вопросы про исключение в этом дискурсе чувств мужчин. В том числе подобные вопросы задаются женщинами. На второй ступени задумываются и о правах мужчин.

А третья ступень – когда пол не имеет большого значения. Главное – избавиться от проблем: бить женщин плохо, бить мужчин – тоже плохо.

Прокопьева: «Говорите, если хотите, проявляйте себя, выкладывайте смелые фото»

Ольга стала занимать высокую должность в 2005 году. До этого у нее не было опыта управления сотрудниками.

– Я даже не задумывалась о том, как руководить. Думала, что это как-то само произойдет. Мне приходилось долго собираться с силами, когда, например, нужно было давать задание сотне человек или когда нужно было кого-то увольнять. На самом деле я добрая и жалостливая, но в определенный момент становлюсь жесткой: у меня была ситуация, когда сотрудник мной манипулировал.

Ольга считает, что одна из главных характеристик лидерства – харизма. По ее мнению, это необходимо, чтобы вести за собой и не стесняться. Ольга делает отсылки к советскому детству, откуда у многих образовались комплексы и синдром самозванца.

– Когда мне, еще ребенку, кто-то пытался сделать комплимент, родители отвечали: «Не говорите ей, что она красивая, а то загордится». Я была очень «удобным» ребенком, поэтому у меня даже мысли не было о том, что я когда-то буду управлять командой. У меня философское образование, которое дало мне основы психологии. Я могу сказать, что синдром самозванца есть практически у всех и от него надо избавляться.  

Не надо себе отказывать: говорите, если хотите, проявляйте себя, выкладывайте смелые фото. Харизма – это когда ты можешь проявить себя без стеснения. Я, например, пошла на курсы актерского мастерства. Там я поняла, какая я зажатая. Я сама придумала нелепые конструкты.

Дикан: «Мы живем в период сильного пушбэка»

 «Women deliver» – самая крупная в мире конференция в сфере гендера и прав женщин. Она проходит каждый год в разной стране. В этом году она проходила в Канаде.

– Я где-то увидела объявление об участии, но подумала, что не буду подаваться, да и участие там дорого стоило. Моя коллега из другой организации сообщила о том, что она подается на эту конференцию и просит, чтобы я написала ей рекомендацию. Я тоже решила попробовать – прошла и получила грант.

На конференции было 8000 участниц и участников со всего мира, в том числе мировые лидерки и лидеры. Открывал мероприятие Джастин Трюдо, феминист и премьер-министр Канады. Им было объявлено, что Канада сейчас – донор номер один в мире по финансированию тематики прав женщин, особенно по репродуктивным и сексуальным правам.  

Основная тематика конференции – Африканский регион, Индия и Пакистан. В этих местах гендерные проблемы более очевидны, чем, скажем, у Центральной и Восточной Европы. Это проблемы с образованием, документами, медициной и водой.

Для себя я отметила несколько вдохновляющих моментов. Там говорилось о том, что мы сейчас живем в период сильного пушбэка. Это значит, что все, чего мы добились за последние 70 лет в области прав женщин, – откатывается назад. Мы можем видеть это на примере пролайф-движении.

Во всем мире активно говорят про то, что сейчас важно не дать отобрать у нас эти права. И Беларуси также важно быть причастной к тому, что происходит в мировом сообществе.  Надо активно за этим следить, чтобы проблемы нашего региона тоже ярко звучали в мировой повестке.