На прошлой неделе Центр по продвижению прав женщин «Ее права» направил обращения в Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Министерство обороны Республики Беларусь, Генеральную прокуратуру с Следственный комитет с запросом о разъяснении действий силовых структур во время мирных протестов. Ниже публикуем текст этого обращения и полный список просьб, с которыми мы обратились в указанные органы государственной власти.

Начиная с 9 августа 2020 года в Беларуси проходят мирные акции протеста, с 9 по 11 августа силовыми органами в отношении мирных безоружных граждан применялось оружие: свето-шумовые гранаты, слезоточивый газ, резиновые пули, а также сильная и на наш взгляд, абсолютно не соразмерная, неконтролируемая физическая сила.

Мы убеждены в том, что каждый и каждая имеют право на свободу слова, свободу собраний. Мы убеждены в том, что физическая сила, а также применение оружия в отношении безоружных людей – недопустимы. Мы убеждены в том, что насилие с обеих сторон неприемлемо.

Мы считаем, что близкие, родственники родственницы, друзья, подруги, знакомы имеют право получать информацию о месте нахождения, состоянии здоровья, применённом судебном, законном наказании задержанных.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь:

ст. 1: Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

ст. 2: Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

ст. 3: Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

ст. 8: Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

ст. 21: Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

ст. 24: Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

ст. 34: Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. 

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

Согласно ст. 2 Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З (ред. от 23.07.2019) «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее – Закон № 263-З), «Основными задачами органов внутренних дел являются: защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане) от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечение их личной и имущественной безопасности…».

В соответствии со ст. 1 Закон Республики Беларусь от 03.06.1993 N 2341-XII (ред. от 15.07.2015) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь» (далее – Закон № 2341- XII), «Внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — внутренние войска) – государственная военная организация, предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства, конституционного строя, безопасности и суверенитета Республики Беларусь от преступных и иных противоправных посягательств».

Согласно ст. 1 Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З (ред. от 18.07.2016) «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее – Закон № 220-З), прокуратура Республики Беларусь – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 403-З (ред. от 23.07.2019) «О Следственном комитете Республики Беларусь» (далее — Закон № 403-З), Следственный комитет – единая и централизованная система государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

Согласно ст. 4 Закона № 403-З, одной из основных задач Следственного комитета Республики Беларусь является защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия.

В соответствии с Руководящими принципами по свободе мирных собраний Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (далее – БДИПЧ):

пункт 5.5: «Национальное законодательство должно регулировать применение силы, и в его положениях должны быть указаны обстоятельства, оправдывающие такие меры (в том числе требование о достаточных предварительных предупреждениях), а также приемлемый уровень применения силы в ответ на различные виды угроз… В число таких мер следует включить разработку специальных средств, не влекущих риска для жизни и не причиняющих увечий, которые применяются в ситуациях, когда иные, более мирные, меры вмешательства оказываются бессильными».

пункт 5.6: «Если применение силы не было санкционировано законом или имело место чрезмерное использование силы, не соответствующее конкретным обстоятельствам, то сотрудников правоохранительных органов следует привлекать к гражданско-правовой и/или уголовной, а также к дисциплинарной ответственности…».

пункт 171: «Неуместное, чрезмерное или незаконное применение силы правоохранительными органами может нарушить основные свободы и защищаемые законом права, подорвать отношения между полицией и обществом и стать причиной широкого распространения напряженности и беспорядков. В этой связи применение силы должно регулироваться национальным законодательством. В положениях закона следует указать обстоятельства, оправдывающие применение силы (включая требование о предварительном предупреждении), а также определить уровень применения силы, приемлемый при ликвидации различных видов угроз».

пункт 172: «Правительствам следует разработать ряд средств реагирования, обеспечивающих дифференцированное и пропорциональное применение силы…».

пункт 174: «Право на жизнь (статья 6 МПГПП, статья 2 ЕКПЧ) предусматривает не только защиту от преднамеренного убийства, но и такие ситуации, когда применение силы приводит к лишению жизни. Защита права на жизнь влечет за собой «более строгую и более убедительную проверку на необходимость», потому что «примененная сила должна быть строго пропорциональна достижению разрешенных целей…».

Руководство по демократическим основам полицейской деятельности (ОБСЕ, 2008) Применение силы (пп. 9, 65-74):

9. «… Демократические основы полицейской деятельности требуют, чтобы полиция одновременно находилась вне политики и защищала демократическую политическую активность и процессы (например, свободу слова, общественных собраний и демонстраций). В противном случае, демократия будет находиться под угрозой…».

пункт 68: «…сотрудники полиции должны следовать принципу, что применение силы является исключительной мерой, которая не должна использоваться произвольно, а быть пропорциональной угрозе, сводить к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений, а также применяться в степени, необходимой для достижения легитимных задач».

пункт 74: «Непропоциональное применение силы должно являться уголовнонаказуемым преступлением. Таким образом, случаи применения силы должны быть расследованы с целью определения их соответствия строгим инструкциям…».

На основании вышеизложенного, а также в соответствии со ст. 3 Закона об обращениях граждан и юридических лиц, ст. 3 Закона № 263-З, ст. 4 Закона № 2341- XII, п. 2 ст. 8, ст. 17, ст. 23 и ст. 26 Закона № 220-З, ст. 2 и 3 Закона № 403-З

Центр по продвижению прав женщин ПРОСИТ:

  1. принять обращение к рассмотрению, тщательно его изучив;
  2. разъяснить, со ссылками на законодательство, на каком основании каких нормативных правовых актов, силовыми подразделениями применяется оружие, а также военная спецтехника (водометы, автозаки и др.) и непропорциональная физическая сила к безоружным людям в Республике Беларусь;
  3. предоставить следующую информацию:
    ● представители каких силовых структур (спецподразделения,ОМОН, военные,погранслужба и др.) были привлечены к задержаниям граждан во время мирных протестов, начиная с 9 августа 2020 года;
    ● каково общее количество задействованных представителей силовых структур, принимавших участие в задержаниях граждан во время мирных протестов, начиная с 9 августа 2020 года;
  4. привести в соответствие действия силовых органов ваших подразделений в соответствии с Руководящими принципами по свободе мирных собраний Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека и прекратить непропорциональное применение насилия в отношении безоружных мирных людей;
  5. предоставить информацию всем родственникам и родственницам задержанных об их местоположении и дальнейших судебных разбирательств;

Генеральной прокуратуре:

  1. провести проверку на предмет законности действий должностных лиц о не предоставлении информации родственникам и родственницам задержанных;
  2. предоставить информацию: использовались ли сотрудниками силовых структур и ведомств спецмашины Скорой помощи во время мирных акций протеста с целью передвижения сотрудников милиции и иных силовых структур и ведомств;

Следственному комитету:

  1. проводилась ли проверка законности действий представителей силовых структур и ведомств;
  2. каковы её результаты:
    ● возбуждены ли уголовные дела в отношении представителей силовых структур и ведомств, применивших непропорциональную силу;
    ● установлены ли факты пыток; поступают ли обращения граждан о таких фактах;
  3. имеется ли достоверная информацию о количестве пропавших без вести гражданах в период проведения мирных акций протеста.