Меняется общество – меняется язык, которым мы описываем это общество. Что такое феминитивы, почему они получают все большее распространение в ежедневной языковой практике и что делать, если тебе феминитивы не очень нравятся?

По данным сборника национальной статистики, в 2015 в Беларуси женщины составили 49,5% экономически активного населения. Это 2 миллиона и 229,7 тысяч женщин, которые ходили на работу, выполняли рабочие обязанности, презентовали результаты своего труда. Кто-то из них, возможно, совершил переворот в своей отрасли, а кто-то сделал маленькое, но очень вдохновляющее изменение у себя на рабочем месте. Видим ли мы этих женщин по телевизору? Или, может, мы читаем их экспертные оценки на наших любимых новостных порталах? Скорее всего, нет, если только речь не заходит о любимых рецептах борща или тысяче и одном способе продлить жизнь старых занавесок.

Несмотря на то, что объективные цифры говорят нам, что женщин в Беларуси много: чуть больше пяти миллионов, — сами эти женщины чаще всего невидимы. Они невидимы не только в медиа – они невидимы и в нашем языке. Как только мы начинаем рассказывать о том, как живет общество, вдруг выясняется, что в университетах за партами сидят студенты, которым что-то вещают преподаватели и профессоры, науку делают исследователи, в судах сидят адвокаты и юристы, а людей спасают доктора.
Понятно, что, как только возникает такой разрыв между языком и текущей ситуацией: женщины на рынке труда есть, а слов для них нет, — появляется необходимость как-то исправить это гнетущее положение. Одним из способов изменения языка для более реалистичного отражения жизни стали феминитивы.

Что такое феминитивы?
Феминитивы – это существительные женского рода, парные к существительным мужского рода. Чаще всего феминитивы можно встретить при описании профессий или деятельности людей: доктор – докторка, профессор – профессорка и т.д.

Для чего нужны феминитивы?
Феминитивы делают женщин видимыми в публичном пространстве, признают их экспертизу и работу наравне с работой мужчин. Кроме этого, феминитивы помогают увидеть неоднородность людей, занятых в той или иной области, и разрушают стереотипы, связанные с некоторыми видами работ. Когда мы пишем или говорим, что в лаборатории свои исследования проводят инженер и инженерка, а в детском саду детей учат воспитатель и воспитательница, мы помогаем расширить набор ролей и профессий, признаваемых в обществе.

Как образовываются феминитивы?
Основная идея феминитивов – дать женщинам возможность говорить о себе словами, которые они самостоятельно выбрали для себя. Поэтому, в общем и целом, вы можете образовывать феминитивы так, как хотите. Одним из самых распространенных суффиксов для образования феминитивов можно смело назвать суффикс –ка: фотографка, экспертка, директорка. Кроме него, успехом пользуется суффикс –ница: исследовательница, преподавательница, начальница, — и суффикс –иня: философиня, филологиня, социологиня.
«Мне не нравятся суффиксы! Я не хочу быть преподавательницей, а хочу быть преподавателем».

Феминитивы используются не для того, чтобы заставить женщин чувствовать себя неловко или испытывать дискомфорт. Это право любой женщины выбрать те слова, которые они считают подходящими для себя.
Однако, действительно ли проблема в суффиксе или, может, дело в том, что слово «преподаватель» носит более универсальный характер, оно одобряется в языковой практике и ставит женщин в один ряд с мужчинами? В русском языке существует явление патриархального языка: такой формы культурного и социального устройства, при котором мужское, или маскулинное, признается универсальным, общим и желаемым для всех, а женское, или феминное, описывается как специфическое, дефектное и презираемое. То есть быть мужчиной очень похвально, а быть женщиной как-то не очень.
Феминитивы борются с таким положением вещей и показывают, что женщины имеют равную ценность и важность как в культуре, так и в языке, отражающем эту культуру.

«Феминитивы уродуют язык!»
Наш язык изменяется вместе с обществом, в котором мы живем. Как только в языке появляется необходимость обозначить какую-либо группу людей, рано или поздно появляются слова, отвечающие этой потребности. Так, например, появились давно устоявшиеся феминитивы «актриса», «учительница» или слово «мать».
Если вы действительно боретесь за чистоту языка, то вашими первыми врагами должны быть отнюдь не феминитивы, которые начали образовываться еще в 19 веке, а заимствования. К чему эти постылые слова, чуждые нашему языку, вроде «Твиттер», «менеджер», «медиа». Будь последовательны! Гордо и четко говорите всем, что вы пользуетесь птичьими трелями и новыми электронными формами взаимодействия в компьютерной сети на своей управленческой работе.

«Феминитивы не решают проблемы!»
Феминитивы – это реакция на существующее положение вещей, в котором женщины уже работают в профессиях, где для них нет слов-обозначений. Феминитивы не являются комплексным решением вопросов трудовой дискриминации или сексизма, но они помогают женщинам обрести свой голос, найти возможности для солидарности с другими женщинами и разрушить существующие стереотипы относительно разных видов работ.

Использование феминитивов помогает признать женщин как социальную группу на рынке труда и уменьшает профессиональное стереотипизирование. Кроме феминитивов, для достижения этих же целей можно отказаться от сексуализирующих изображений, стереотипных интервью и тем для материалов, ориентированных на женщин, можно начать приглашать эксперток в нетипичные темы вроде бизнеса и тяжелой промышленности, интересоваться мнением женщин на разных уровнях доступа к ресурсам: от главы компании до простой работницы.

И, конечно, ключевым во всем этом остается поддержка и помощь женщинам в их профессиональной деятельности. Вместе борясь с дискриминацией, мы можем изменить мир вокруг нас!

Написал*а статью: тони лашден