Большую часть своей сознательной жизни человек проводит на работе, поэтому так важно, чтобы трудовое законодательство отвечало потребностям населения, не дискриминировало определенные группы людей, а также предоставляло различного рода гарантии тем, кто в них действительно нуждается.

28 января 2020 года вступили в силу изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – «ТК»). В связи с этим предлагаем вашему вниманию краткий обзор некоторых из статей, которые в особенности затронули трудовое положение женщины.

Введена возможность предоставления краткосрочного отпуска отцу (отчиму) при рождении ребенка (ст. 186 ТК)

Законодатель учел тот факт, что женщина, как правило, нуждается в помощи после рождения ребенка ввиду сложности и напряженности этого периода.

Поэтому теперь при рождении ребенка и воспитании его в семье наниматель обязан по желанию отца (отчима) предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью не более 14 календарных дней. При этом иная продолжительность отпуска при рождении ребенка, а также возможность его оплаты могут быть предусмотрены коллективным договором, нанимателем.

Обращаем внимание, что воспользоваться таким отпуском отец (отчим) сможет один раз в течение 6 месяцев с даты рождения ребенка.

Претерпела существенные изменения статья про запрещение и ограничение ночных, сверхурочных работ, работы в государственные праздники, праздничные, выходные дни и направления в служебную командировку женщин (ст. 263 ТК)

Начиная с 28 января 2020 года ситуация с запретами и ограничениями в отношение определенных видов работ следующая:

Категория женщин/вид работы Беременные женщины Женщины, имеющие детей до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет)
Сверхурочные работы Привлечение запрещеноПривлечение разрешено с письменного согласия
Работы в государственные праздники и праздничные дни Привлечение запрещеноПривлечение разрешено с письменного согласия
Работа в ночное время Привлечение запрещеноПривлечение разрешено с письменного согласия
Работа в выходные дни Привлечение запрещеноПривлечение разрешено с письменного согласия
Направление в служебную командировку Привлечение запрещеноПривлечение разрешено с письменного согласия

Стоит отметить, что от нормы не отказались совсем, тем не менее, государство      предоставило женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет), большую степень автономии в решении вопросов о привлечении к различным категориям работ. Особенно сильно изменения коснулись женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет,  которые ранее могли быть привлечены лишь к работе в ночное время с их письменного согласия. Остальные работы были для них под запретом.

С содержанием статьи, которая действовала ранее, можно ознакомиться, пройдя по ссылке.

Изменения затронули норму, которая позволяет предоставлять отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (далее – «отпуск по уходу за ребенком») работающему отцу или другому родственнику, члену семьи ребенка (далее – «иные лица») (ст. 185 ТК)

В ТК уточнено, что мать ребенка должна выйти на работу именно на территории Республики Беларусь, чтобы отпуск по уходу за ребенком был предоставлен иным лицам. Соответственно, женщины, выезжающие из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору в иностранном государстве, не вправе претендовать на то, что отпуск по уходу за ребенком будет предоставлен иным лицам.

Теперь также четко закреплено, что отпуск по уходу за ребенком предоставляется иным лицам в случае, если мать работает в представительстве международной организации в Республике Беларусь, дипломатическом представительстве, консульском учреждении иностранного государства, аккредитованных в Республике Беларусь.

В ТК закрепили понятие и определение одинокого родителя (ст. 1 ТК)

Ранее ТК оперировал понятием одинокой матери. Само определение одинокой матери содержалось в ч. 4 п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде». Так, к одиноким матерям относили:

  • женщин, не состоящих в браке и имеющих детей, в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери;
  • а также вдов (вдовцов)*, не вступивших в новый брак, воспитывающих несовершеннолетних детей.

* Обращаем внимание, что ранее вдовцы, не вступившие в новый брак и воспитывающие несовершеннолетних детей (далее – «вдовцы»), действительно приравнивались законодателем к одиноким матерям в целях закрепления за ними гарантий при заключении и прекращении трудового договора. Например, вдовцам нельзя было отказать в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотиву наличия ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет).

Сейчас на уровне ТК закреплено определение одинокого родителя, кем признается:

  • мать (отец), не состоящая (не состоящий) в браке и воспитывающая (воспитывающий) несовершеннолетнего ребенка в случае, когда другой родитель умер, лишен родительских прав, признан недееспособным, объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим;
  • мать, не состоящая в браке и воспитывающая несовершеннолетнего ребенка, сведения об отце которого внесены в запись акта о рождении ребенка по ее указанию или по указанию другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения;
  • усыновитель (удочеритель), не состоящий в браке и воспитывающий несовершеннолетнего ребенка.

В связи с закреплением понятия и определения одинокого родителя, ТК претерпел изменения и в других частях, например (ст. 16 ТК):

  • ранее запрещалось отказывать женщинам в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида – до 18 лет)

Теперь запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, аодиноким родителям – с наличием детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет).

Более того, теперь наниматель должен письменно мотивировать свой отказ в течение 3 календарных дней со дня обращения. Ранее срок, в течение которого наниматель должен был мотивировать свой отказ, ТК установлен не был. Стоит отметить, что установление срока для мотивированного отказа нанимателя проблему наличия таких отказов не решит, но поможет женщине оперативнее обращаться в вышестоящие инстанции для защиты нарушенного права.

Прослеживается тенденция, в соответствии с которой законодатель расширяет перечень лиц, которые могут воспользоваться некоторыми трудовыми преференциями наравне с женщинами, воспитывающими детей

  • ранее трудовым отпуском до истечения 6 месяцев работы у нового нанимателя могли воспользоваться лишь женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

Теперь трудовым отпуском до истечения 6 месяцев работы у нового нанимателя могут воспользоваться матери (мачехи), отцы (отчимы), воспитывающие двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) (ст. 166 ТК).

  • ранее преимущественным правом на заключение трудового договора о выполнении работы на дому обладали женщины, имеющие детей в возрасте до 16 лет (детей-инвалидов в возрасте до 18 лет).

Теперь преимущественным правом на заключение трудового договора о выполнении работы на дому обладают матери (мачехи), отцы (отчимы), воспитывающие ребенка в возрасте до 16 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) (ст. 305 ТК).

  • ранее при составлении графика трудовых отпусков наниматель был обязан запланировать отпуск по желанию женщин, имеющих двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, в летнее или любое другое удобное для них время.

Теперь при составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск в летнее или любое другое удобное для них время по желанию:

  • матери (мачехи), воспитывающей двух и более детей в возрасте до 14 лет;
  • матери (мачехи), воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • отца (отчима), воспитывающего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (ст. 168 ТК).

В последнем случае наблюдается некая непоследовательность законодателя, ведь наниматель теперь при составлении графика трудовых отпусков должен учитывать желание отца (отчима), воспитывающего только ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, но не отца (отчима), воспитывающего двух и более детей в возрасте до 14 лет.

Материал подготовлен по состоянию на 19 мая 2020 г. Любые изменения трудового законодательства могут существенно изменить содержание настоящей статьи.  «Центр по продвижению прав женщин» не несет ответственности за изменение законодательства, а также за содержание настоящей статьи в связи с такими изменениями.

Авторка: Ольга Шпак